Анализ стихотворения незнакомка блока.

Авилова Софья Андреевна

иследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

~ ~

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1

«Кафедра русского и литературы»

Исследовательская работа

Тема: «Специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении А.А.Блока «Незнакомка».

Авилова Софья Андреевна 9 «А» класс

Руководитель:

Мирошкина Тамара Алексеевна,

Научный руководитель:

Жаркова Лидия Петровна,

учитель русского языка и литературы

Ст.Егорлыкская

2013г.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1

История создания « Незнакомки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 2

Средства художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка»

2. Средства выразительности в стихотворении «Незнакомка» . . . . . . 6

2.1. Гипотеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2. Композиционные особенности стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.3. Художественная выразительность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.4. Образ – символ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.5. Анафора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.6. Звукопись стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.7. Числовая символика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Глава 3

Демоническое и святое в стихотворении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Введение

Проблемы изучения языка художественной литературы привлекают к себе все большее внимание исследователей.

Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый организованный элемент поэтической речи. Такая речь, по выражению Шкловского В.Б., «отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения». Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов, употреблением различных средств художественной выразительности.

Поэтический язык в какой-то мере как бы отодвигает читателя от действительности с ее конкретностью и неповторимостью. В.Б. Шкловский пишет: «Искусство не рождается из слова, оно преодолевает слово. Словесными словосочетаниями он прорывается с миру…, стремясь увидеть то, что еще не увидено, описать существующее, но еще не описанное». Писатель ведет «борьбу» со словом, подчиняя его себе в соответствии со своей творческой идеей. Только точно найденное выражение, образное соединение слов способны отобразить в литературном произведении действительность в ее конкретности и индивидуальности. Вот почему так важно, чтобы писатель умел мастерски использовать средства художественной выразительности, богатства родного языка, знал тончайшие оттенки и нюансы данной речи.

Одним из величайших и неповторимых в своем творчестве мастеров поэтического слова, по моему мнению, является Александр Александрович Блок, тонкий лирик, уникальный художник с собственной драматичной судьбой. Данная работа посвящается звучному, яркому и всегда свежему его слову. Цель работы – изучить и проанализировать специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка».

Постановка данной проблемы обусловила следующие задачи:

1. Изучить историю создания «Незнакомки».

2. Проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности.

3. Выявить и отметить особенности употребления стилистических приемов.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. В I главе рассматриваются история создания стихотворения «Незнакомка». Во II главе исследуются особенности поэтического языка Александра Блока, в частности, анализируются специальные изобразительные средства, такие как эпитет и олицетворение; также рассматриваются приём двойной антитезы, образ – символ, числовая символика, звукопись, анафора, использованные поэтом, своеобразие языка лирики поэта. III глава освещает вопрос о демоническом и святом в стихотворении, в чём тайна блоковского таланта.

В работе использованы методы исследования, систематизации, эксперимента, частично – поисковый, сопоставительный, наглядный.

Дискуссионный характер большинства теоретических работ, посвящённых творчеству Блока, недостаточная изученность художественно-смыслового своеобразия его поэтического слова, способов его художественного преобразования свидетельствуют об актуальности указанной проблематики. Несмотря на то, что простой и живой язык Блока понятен всем, тем не менее за его внешней простотой и ясностью почти всегда скрывается совсем иной, глубинный, не всем с первого взгляда понятный смысл. Я попыталась проанализировать традиционные и специфические средства художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка», с объяснением которых становятся понятнее и ближе мысли поэта, его идеи, чувства, настроения. Хотя творчество А.А. Блока изучено достаточно хорошо (изучение поэтического творчества Александра Блока связано с именами таких авторитетных исследователей, как В.М.Жирмунский, Ю.Н.Тынянов, Л.И.Тимофеев, Д.Е.Максимов, В.А.Орлов, З.Г.Минц, Л.Я.Гинзбург, П. Громов, Л.Долгополов, А.Горелов), но до сих пор среди исследователей ведутся споры по тем или иным вопросам.

А «Незнакомка» восхищала и продолжает восхищать и читателей, и исследователей своим ярким, оригинальным и самобытным поэтическим языком, где каждая фраза, каждое слово выражает целый сложный и противоречивый мир поэта.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на внеклассных мероприятиях, при изучении творчества Александра Блока на уроках литературы, для написания рефератов и в качестве иллюстративного материала в курсе лексики и стилистики.

1. История создания «Незнакомки».

Я впервые услышала «Незнакомку» А. А. Блока в исполнении совсем молоденькой девушки. Она читала таинственно, нараспев:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Казалось, я не слышала слов, а погружённая в сон, видела вечернее окно и в нём – неясный, плывущий в туманных сумерках силуэт женщины. В этом видении была тайна. Как в сказках, рассказываемых мне мамой на ночь. И теперь, когда читаю или слышу «Незнакомку», вижу то самое окно и тот самый силуэт. Кажется, с самих небес льётся чудная мелодия блоковского стиха. Как возможно было написать такие изумительные строки, используя самые обыкновенные слова?

Воистину, поэтический талант – божественный дар! А Блок – поэт, безусловно, особенный: по красоте стихов ему нет равных. Не зря К.И.Чуковский назвал его «разжалованным серафимом», тосковавшим по своей зазвездной родине. Именно эта тоска поэта по «очарованным берегам» и стала главным пафосом его стихотворения «Незнакомка». Откуда же происходила эта тоска?

Ещё в тысяча девятисотом году юноша – поэт написал первые строки о Той, которую назвал Прекрасной Дамой. Современники утверждали, что на протяжении нескольких лет Она была его «единственным светом», «единственным солнцем его мироздания». Поэты – символисты видели в Ней Вечную Женственность, а молодого поэта называли Её вестником и Её пророком. Однако нельзя было не заметить, что сквозь образ Таинственной Девы Блока как бы просвечивал образ реальной, земной женщины. Неудивительно, ведь поэт в ту пору был влюблён в свою будущую жену Л.Д.Менделееву. И не просто влюблён, а, как ему казалось, испытывал к ней чувство, которое было «выше всякой любви». Образ прелестной золотоволосой девушки, романтичной Офелии, какой виделась Любовь Дмитриевна поэту, угадывается в Прекрасной Даме. Но семейные проблемы после свадьбы, тяжёлые переживания вскоре разрушили этот образ. А вместе с ним уходил в небытиё и идиллический мир поэта, мир его сновидений и юношеских грёз. Именно в этот период появляется его вторая книга стихов, которая вызвала в поклонниках ранней лирики Блока бурное неприятие: его обвинили в измене Прекрасной Даме. А разве могло быть иначе?

Жизнь со всеми её гримасами врывалась в обитель поэта. Как это отразилось на творчестве А. А. Блока, К. И. Чуковский рассказывал в своей книге «Блок как человек и как поэт». Он писал: «Серафим из своего беспредметного мира прямо упал в петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. Первое, что узнал он о людях: им больно».

Боль эту Блок ощутил в себе. Чувства неблагополучия, назревающей катастрофы овладевают думой поэта: «Страшный мир» не пощадил никого, он перемалывал людей, растлевая души, а бежать от него было невозможно.

Весной тысяча девятьсот шестого года у Блока появилось излюбленное место под Петербургом – Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино». Здесь, в привокзальном кафе, он часто проводил целые ночи, спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. В одну из таких ночей и пригрезился поэтому образ Той, которой он бесповоротно изменил, но о которой бесконечно тосковал. Так появилось стихотворение «Незнакомка».

2. Средства художественной выразительности в стихотворении

«Незнакомка».

Каждое поколение по – своему понимает это произведение великого Мастера, находит в нём что – то своё, завораживающее, чарующее. Многие литературоведы и исследователи творчества Блока пытались постичь тайну его мастерства. Споры о Незнакомке ведутся до сих пор. Вот и я, обладая скромными литературоведческими знаниями, но являясь поклонницей поэзии Блока, решила обратиться к теме «Специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении А. Блока «Незнакомка».

Художественные средства – приёмы, которые делают художественную речь ярче и выразительнее.

2.1. Гипотеза.

Гипотеза: есть традиционные средства выразительности, а есть специфические. Чего больше в «Незнакомке» - традиционного или специфического? Предположим, что традиционных средств больше, чем специфических, но специфические более значимы? Или наоборот?

Обратимся к названию стихотворения. «Незнакомка». Само название, на мой взгляд, это и есть одно из специфических средств выразительности, указывающее на редкое или единичное использование данного слова.

Что же стоит за образом Незнакомки у Блока? Толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда». Это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.

Блоковскую Незнакомку исследователи сравнивали с героиней Гоголя из повести «Невский проспект». У Гоголя панельная красотка сводит с ума несчастного художника, представ перед ним в виде неземного видения. Блок же рассматривает этот сюжет в ином ракурсе: иллюзия торжествует у него над пошлостью и однообразием жизни. Впоследствии эту тему поэт развивает в лирической драме «Незнакомка». Однако в этой пьесе Блок утверждает уже горько - ироническое отношение к ситуации: поэт у него обречен на вечную тоску по прекрасному идеалу.

Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта? Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур, она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести до небес обыкновенную женщину.

Один из исследователей творчества Блока Л. К. Долгополов писал: «Незнакомка - «лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций».

А. В. Терновский же точно подметил: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это - его «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям».

Всё произведение пронизано стремлением к красоте как к высшей правде, мечтой о подлинном, высоком чувстве и в то же время сознанием невозможности его в прозаически – пошлом мире.

К специфическим особенностям также отношу приём двойной антитезы: антитезы внешней (красота Незнакомки противопоставлена угарному миру ресторанной жизни) и антитезы внутренней (мир пошлой жизни противопоставлен духовному миру поэта). Внутренняя антитеза есть та пружина, которая придаёт энергию всему стихотворению.

2.2. Композиционные особенности стихотворения.

Проанализируем композиционные особенности стихотворения.

Стихотворение делится на две части.

1 часть

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит
окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится
крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно
кривится диск.

И каждый вечер
друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

2 часть

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.


И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И
шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю
за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все
души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И
очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище ,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

(Ключевые слова – выделены жирным шрифтом)

В первых строфах А. Блок создаёт фантастический образ «страшного мира», который он по внутренней сути своей не может принять. Обилие эпитетов позволяет поэту живописать картину пошлой жизни: «горячий воздух», «тлетворный дух», «пьяные окрики», «переулочная пыль», «женский визг». Олицетворения придают поэтическому полотну фантастичность. Поэт как бы оживляет окружающую атмосферу, поэтому каждая деталь становится мистической, зловещей, и, в конечном счете, все вместе вырастает в образ кошмара: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух» «правит окриками пьяными». А над всем этим живым кошмаром «бессмысленно кривится диск» ночного светила (в эзотерике - символ, связанный с демоническими силами) и «раздаётся детский плач».

В поэзии А.Блока детский плач нередко сопровождает описание «страшного мира». Что он означает в символике поэта? На основе исследования других стихотворений («Девушка пела в церковном хоре…», «Плачет ребёнок. Под лунным серпом…»и т.д.) осмелюсь утверждать, что плачущее дитя - бессознательный вестник вселенского горя, и плач его – это плач об обречённой, трагичной судьбе человека земной жизни.

Всё в первой части стихотворения подчинено одному: показать, что скука, праздность и пошлость бесцельной жизни есть та всепоглощающая пустота, которая является порождением духа зла и неизбежно ведёт к гибели. Наверно, неспроста в этой части количество строф - шесть. В числовой символике шесть - число самое зловещее, связанное со знаком Зверя. «Причастный тайнам ребёнок» прав: человек бесконечно одинок и беззащитен в этом отмеченном печатью гибели мире. Его единственный друг - горькая ирония! - собственное отражение в стакане с вином. В этом вся истина.

Ещё современники утверждали, что главное очарование блоковской лирики в его двойственном восприятии мира. Двойственность эта, и вправду, так органична, что мы, читатели, не замечаем, как это происходит: только что виденное нами в ресторане вдруг застилается туманом, исчезает куда-то, и вот, в мутно - голубом окне появляется Она, недосягаемая и прекрасная. А затем из ирреального мира Она нисходит к нам. «И медленно, пройдя меж пьяными», одинокая и задумчивая, «садится у окна».

Интонация, лексика, звучание стиха совершенно меняются:

И веют древними поверьями

Её упругие шелка

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

2.3. Художественная выразительность.

Художественной выразительности литературного изображения способст-вуют и такие широко распространенные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии. При помощи этих средств поэты могут выделить те или иные признаки или стороны изображаемых предметов или явлений, которые являются важными при данных определенных обстоя-тельствах.

Александр Блок очень часто прибегает к такому изобразительному средству языка, как эпитет.

Эпитет – образная характеристика какого – либо предмета или явления, выраженная прилагательным (иногда наречием или существительным).

В поэзии Блока эпитеты занимают особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. В этой связи можно привести исчерпывающее высказывание А.Н. Веселовского: "Если я скажу, что история эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном издании, то это не будет преувеличением. И не только стиля, но и поэтического сознания".

Эпитеты Блока весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались. В «Незнакомке» отбор эпитетов тщателен, преобладают возвышенные, с нале-том таинственности: « древние поверья», «бездонные очи», «траурные перья», «глухие тайны».

2.4. Образ – символ.

Образ - универсальная категория эстетики: предмет, явление, картина, творчески воссозданные в художественном произведении. Устойчивость словосочетания «образ-символ» указывает на соотнесённость художественного образа с явлениями внехудожественной действительности. Основополагающее свойство образа – его отделённость от эмпирического мира рамками художественной условности: образ отличается от реального объекта принадлежностью к «иллюзорному» миру литературного произведения. Образ обладает некоторыми свойствами: в нём не просто отражаются, но обобщаются черты тех или иных явлений реального мира, вычленяются их наиболее устойчивые, сущностные свойства. Образ создается при участии воображения, фантазии, вымысла – он не зеркальное отражение, а картина, пропущенная сквозь призму субъективного восприятия. Автор не воссоздаёт зримый образ предмета, а лишь направляет воображение читателя, активизирует ассоциативные связи. В сознании каждого читателя возникает свой, неповторимый, индивидуальный образ, сохраняющий, однако, заданное автором.

В стихотворении «Незнакомка» поэт - символист дважды использует весьма сильный образ тумана. Туман - то, что окутывает, делает неясными, размытыми очертания предметов и людей. Также Блок показывает, что за туманом - всегда тайна, которую хочется разгадывать.

Впечатление мистического оставляют и светозарные – искрящиеся и лучащиеся образы: здесь и «солнце», и «сокровище», и «души излучины».

2.5.Анафора.

Ярким средством выразительности в данном стихотворении является и анафора , т.е. единоначатие. Постоянно повторяющийся союз «и» является не только смысловым секретом. Он ещё придаёт звучанию стиха монотонность, которая достигается также с помощью однообразных конструкций и повторяющихся созвучий. Именно монотонность создаёт у читателя ощущение погружения в дрёму, через которую воспринимается всё описываемое в стихотворении.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный,

И очарованную даль.

И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

2.6.Звукопись стихотворения.

К специфическим особенностям использования средств художественной выразительности отношу и звукопись – важное средство стиля поэтики.

Использование звукового состава слов с целью звукоподражания, подчеркивания выразительных возможностей, музыкальности поэтической речи. Звукопись находит выражение прежде всего в звуковых повторах – аллитерации и ассонансе.

Звукопись первой части

Аллитерация – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями.

В «Незнакомке», связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи.

По веЧерам над реСторанами
ГоряЧий возДух Дик и глуХ,
И правит оКриКами пьяными
Весенний и ТлеТворный дуХ.

Вдали над пылью переулоЧной,
Над сКуКой загородных даЧ,

Чуть золотится Крендель булоЧной,
И разДается ДетСКий плаЧ.

И каждый вечер, за Шлагбаумами,
Заламывая КотелКи,
Среди Канав гуляют С дамами
ИСпытанные оСтряКи.

Над озером СКрипят уКлюЧины
И раздается женСКий визГ,
А в небе, ко всему приученный
БеССмыСленно Кривится дисК.

Звукопись второй части

И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стАн, шелкАми схвАченный,
В тумАнном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьЯными,
ВсегдАбез спутников, однА
ДышА духАми и тумАнАми,
ОнА сАдится у окнА.


И веЮт древними поверьями
Ее УпрУгие шелка,
И шлЯпАс трАурными перьями,
И в кольцах узкАя рукА.

Мы видим появление ассонанса. (Ассонанс – повтор гласных звуков.) Ещё К. И. Чуковский писал: «И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатления, когда после сплошного «а» в незабвенной строке: «Дыша духами и туманами» - вдруг это «а» переходит в «е»: «И веют древними поверьями…». Именно употребление звукописи, которую, на мой взгляд, в данном стихотворении можно отнести к специфическим средствам выразительности, заставляет задуматься каждого над вопросом: из каких миров, из каких «очарованных далей» прибыла Она, «дыша» духами и туманами»? Таинственная, как легенда… Но почему Она выбрала для себя место здесь, в ресторане, среди глумливых пошляков и услужливых лакеев, в удушливой атмосфере пьяного угара и папиросного дыма, в том страшном своей пустотой, гибельном мире, который отмечен числом Зверя? Как могла оказаться здесь эта Женщина - Звезда? И не скрывается ли под её обликом другая? Кого же воспел на самом деле поэт?

2.7. Числовая символика.

Символ – центральная эстетическая категория символизма, сосредоточение абсолютного в единичном: он в свернутом виде отражает постижение единства жизни. Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX – начала XX века не совпадают с традиционными. Символ у Блока – важнейший «инструмент», необходимый для постижения реальности. Это средство познания - проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей».

Если вновь обратиться к числовой символике, то мы увидим, что часть стихотворения, посвященная Незнакомке, состоит из семи строф. Число семь – символ чистоты и святости. Но не будем спешить с выводами. Стихотворение составляют тринадцать строф. Тринадцать – несчастливое число в быту. В мистике - число Дьявола, это число обречённости, предрешённости страшного конца. Седьмая строфа, полная тайны, сомнений и недосказанности, на мой взгляд, является связующим звеном между первой и второй частями стихотворения.

3. Демоническое и святое в стихотворении.

Сам поэт говорил о созданном им образе Незнакомки: « Это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно на синего и лилового». Исследователь С.Ю. Ясенский утверждал, что лиловый цвет и его оттенки в сознании Блока - символиста связывались с мировым хаосом, демоническим началом жизни и искусства. Но синее всегда означало звёздное и высокое, Божественное. Значит, в образе Незнакомки соединены два взаимоотрицающих начала: демоническое и святое. Как же могло так случиться?

Для того, кто хорошо знаком с творчеством А.А.Блока, ясно, что Вечная Дева, которую воспевал «зажигающий свечи отрок», «отошла» от него навсегда. Осталась лишь смертная тоска по Ней, и он готов был увидеть Её в любой, отнюдь не Божественной женщине. Поэт сам осознаёт это.

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Это значит: не важно, кто она, важно то, что вино помогает поэту видеть её неземной и Божественной. Но разве скрыл поэт от себя всю правду о ней?.. Во втором варианте «Незнакомки» образ её настолько заземлён, что сразу становится ясно, кто есть она. Зачем же тогда он воспел её, безнадёжно земную, привычную к терпкому вину и сладким утехам женщину? Ведь чем прекраснее звучал голос поэта, отнесённый трактирной девке, тем, кажется, глубже должно быть падение его, вестника и пророка Вечной Женственности. Воистину, это была измена!

Завесу над этим парадоксом, мне кажется, приоткрывает стихотворение, написанное месяцем раньше «Незнакомки». В нём есть такие строки:

Поверь, мы оба небо знали:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

Мы знали знаньем несказанным

Одну и ту же высоту.

И вместе были за туманом,

Чертя уклонную черту.

Стихотворение обращено к комете. Но разве не понятно, кто есть комета?..

Поэт знал глубину своего падения, но знал и высоту, с которой падал. В каждой женщине он прозревал утраченные ею Божественные черты. Для него она - бывшая звезда, упавшая с неба на землю. Он жалел её и горевал о её паденье, как и о своём тоже. Разве удивительно теперь, что за тёмной вуалью в синих «очах» обычной представительницы пошлого, пустого, гибельного мира поэт увидел и «берег очарованный», « и очарованную даль»?

«Незнакомка» - потрясающий шедевр, воспевший падшую звезду, обречённую и одинокую, как сам поэт. В стихотворении завораживает буквально всё: совершенство стиха, форма, ритмика. И особенно та изумительная блоковская музыкальность, которая здесь достигает своей вершины и которую разгадать, сколько бы мы ни пытались, так же невозможно, как невозможно понять запредельное.

К.И.Чуковский долго искал причину изысканной музыкальности блоковской лирики и, наконец, признался в своем бессилии, объяснив всё тем «серафимическим слухом», которым, по его мнению, был наделен поэт. «Наши дети никогда не поймут, чем она (поэзия А.А.Блока) волновала нас», – писал исследователь. И ошибся. Уже выросли правнуки, а лирика великого Блока продолжает околдовывать наши сердца. И в первом ряду самых завораживающих его произведений - стихотворение «Незнакомка», в котором сливаются земное и божественное, реальное и мистическое.

Так в чём тайна блоковского таланта? Почему его стихотворение, написанное в начале века минувшего, вызывает неподдельный интерес и у нынешнего поколения? Думаю, потому, что в «Незнакомке» Блок мастерски соединил традиционные и специфические особенности использования средств художественной выразительности. А может быть, потому, что после прочтения чарующих строк, ясных и глубоких по смысловому значению, остаётся ещё что – то большее, что пока ещё не открыто… А образ блоковской Незнакомки будет жить вечно, будоража души и сердца людей.

Заключение.


Предлагаемая работа не претендует на литературоведческий анализ поэтического текста. Из многообразия проблем, возникающих при анализе художественного произведения, я попыталась выделить сравнительно более узкую – эстетическую природу литературного поэтического произведения с учётом использования средств художественной выразительности.

Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово не только в состоянии передавать мысль во всех её оттенках и тонкостях, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова – великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее долгих и отвлечённых рассуждений. И очень многие приёмы работы над словом, накопленные долголетним опытом, сводятся именно к тому, чтобы шире и глубже использовать изобразительные средства языка.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем самым строительным материалом, без которого не может быть создано художественное произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота – в произведениях художественной литературы, и всё это достигается использованием средств художественной выразительности.

Тропы и стилистические фигуры помогают добиваться в речи удивительной выразительности. Важно, чтобы каждый из нас умел использовать богатства родного языка. Яркому, звучному и свежему слову не устанешь удивляться. Эстетическая функция языка и состоит в том, что он может напоить наши души целительным бальзамом красоты. Способствуют же этому изобразительно-выразительные средства языка.

Так давайте учиться у мастеров слова говорить и писать выразительно, учиться языковому мастерству.

Слово даже с нулевой стилистической окраской в определённом контексте, под пером мастера, может «проявиться» и ярко зазвучать.

Чем больше средств для выражения понятий, тем богаче язык. Процесс изучения, постижения родного языка нескончаем, так как нескончаемы глубины и богатства родного языка, в их числе и его изобразительно-выразительные средства как традиционные, так и специфические.

Подводя итоги, следует отметить, что был изучен, проанализирован, систематизирован определенный объём литературных источников. Мне представляется, что материалы работы могут быть востребованы как дополнительная литература в исследовательских целях для написания ре-фератов, докладов по данной тематике.

Приложение

Предполагаемые образы блоковских Незнакомок

И. Крамской. «Неизвестная» 1883г.

Список использованной литературы:

1. А.Блок «Избранные произведения». Москва, "Худ. литература", 1988г.

2. А.Блок, «Незнакомка», М., ОЛМА-ПРЕСС, ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005г.

3. Аудиокнига «Стихи А.Блока» в исполнении В.Толубеева и Г.Колосовой.

4. Большой справочник литературы для школьников и поступающих в ВУЗы. «Дрофа», Москва, 2007г., (432страницы).

5. С.Р.Федякин. «Стихи о Прекрасной Даме». Москва. «Дрофа», 2007г.БК.

6. Т.Т. Крук. "Поэзия Александра Блока". Москва, "Просвещение", 1998г.

7. Учебник "Литература 20 века", 11 класс. Авторы: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Москва, "Родное слово", 2006г.

8. Учебно-методическая газета "Литература" №3 2004 г. (Номер посвящен творчеству А.Блока).

9. Фотографии и стихи А.Блока.

10. http.//az.lib.ru/b/blok. Символизм. Творчество А.Блока. 27.12.2007г.

11. www.airis.ru . А.Блок и его эпоха. Иллюстрации к произведениям. 25.12. 2007г.

12. www.osvita.ua . Материалы к анализу стихотворения А. Блока «Незнакомка». Электронная версия.

13. www.readr.ru . Блок А. О современном состоянии русского символизма. Электронная версия.

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Незнакомка у Блока — это преобразованный образ Прекрасной Дамы, который обрел реальные черты. Изящная женщина, легкая и хрупкая, одетая в темную вуаль. Она настолько сильно выбивается из общей картины окружающей ее среды, как будто снизошла из совершенно другой реальности, лишенной грубости, пошлости и беспробудного пьянства. Она появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. «Очи синие бездонные» полны очарования и загадочности. Незнакомка — это «спасательный круг» лирического героя, это то, что так ему необходимо, чтобы выбраться из бездонной пучины. Кроме того, этот образ помогает создать эффект двоемирия и показать раздвоенность сознания рассказчика. Несмотря на то, что благодаря незнакомке он мимолетно отвлекается от грубой и тяжелой действительности, окружающий его мир никуда не исчезает, хотя и уходит временно на второй план. В этой женщине отразились все романтические мечты поэта и его вера в добро. Она является воплощением романтики и непорочности, которая очищает и поэта, помогая ему, в конечном итоге, отказаться от пьянства и сделать выбор в пользу жизни.

Композиция

Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.

Главная идея

Даже в самом черством, низком и убогом мире можно найти красоту, стоит только поверить в нее. В такой хрупкой женственной натуре герой увидел невероятно сильную личность, которая, невзирая на свои душевные терзания, справляется с переживаниями своими собственным силами, не ища «забвения в вине». Именно это поразило лирического героя до глубины души и заставило задуматься. Благодаря незнакомке, герой предается размышлениям о своей собственной жизни, начинает анализировать свое поведение и признает свои ошибки. Словно прозрев, он понимает, что на долю каждого человека могут выпасть нелегкие испытания, но нужно найти в себе силы справиться с ними. Нельзя опускать руки, нет смысла в бездействии и пьянстве, все зависит только от нас самих. Красота настолько воодушевила рассказчика, что он воспарил духом и забыл про окружающую пошлость. Значит, душе необходимо видеть и ценить прекрасное вокруг себя – вот главная идея «Незнакомки». Не стоит прогибаться под тягостью проблем, только тогда человек сможет обрести гармонию с самим собой, духовную наполненность, силу духа и справиться со всеми испытаниями и горестями, которые уготовила жизнь. И в этом ему поможет прелесть окружающего мира. Именно ее нужно впустить в сердце. Здесь продолжает жизнь важная мысль Достоевского: «Красота спасет мир».

Тематика

Одухотворенные люди чаще страдают. Их мировоззрение сложнее, чем у закоренелых обывателей с их бытовым сознанием. Перед ними стоят не столько внешние, сколько внутренние препятствия: они живут в большей степени мыслью, а не телом. Поэтому основная тема в стихотворении «Незнакомка» — столкновение реальности и мечты. Блок тоже переживал этот конфликт и не мог игнорировать его в творчестве. Напротив, он стремился излить свое ощущение на бумагу и исцелиться.

Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.

Мир в «Незнакомке» Блока

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Размер и жанр

Произведение написано четырехстопным ямбом (размер, при котором на каждый четный слог ставится ударение) с пиррихиями (пропуск ударения при чтении вслух, для достижения легкости и мелодичности), катренами (законченными по смыслу отдельными строфами), рифма перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее), с клаузулами (слогов, идущих за ударными). Жанр «Незнакомки» — рассказ в стихотворной форме.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке». Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Образ лирического героя

Главный герой — это одинокий скиталец. Человек, который отвергает окружающую его действительность. Он недоволен собственной жизнью, попросту утратил к ней интерес и потерял всякий стимул к существованию, он слаб и не видит смысла противостоять ударам судьбы, пуская себя по течению «алкогольных» рек. Вся окружающая его действительность напоминает шумный балаган, где нет ничего святого, духовного и прекрасного. Мир убивает его, сжимая в своих удушающих объятиях хмельного угара. У него нет друзей, которые могли бы его поддержать и направить в нужное русло. Все, кто его окружает, — это любители ругани и дешевой выпивки.

Незнакомка появляется неожиданно, наполняя светом потаенные уголки внутреннего мира героя. Она становится единственной отдушиной, помогая забыть об отравляющей его реальности и найти истинные идеалы, к которым следует стремиться.

Герой осознает, в его жизни не все потеряно, есть еще что-то, способное взволновать его каменное сердце. Но только он сам сможет помочь себе подняться со дна, только ему поручен ключ от сокровища его собственной души.

Средства художественной выразительности

В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).

Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ лирического произведения А. Блока «Незнакомка»

поэт заболоцкий блок незнакомка лирический

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

«Незнакомка» написана 24 апреля 1906 года в Озерках. Это стихотворение является не только одним из лучших поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики.

«Незнакомка» Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорил читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь -- Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу -- поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.

“Незнакомка” -- одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир -- грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.

Контраст между Незнакомкой и обстановкой у ресторанной стойки столь разителен, что поэт сомневается в реальности происходящего: «Иль это только снится мне?»

Вроде бы и реальны приметы Незнакомки, но мы не видим ее лица, фигура женщины прекрасна, но таинственна и загадочна. Ее силуэт лишь намечен, символично условен. Легкими мазками (с помощью эпитетов) поэт рисует женщину-видение: ее «девичий стан», «упругие шелка», «траурные перья» шляпы, «темную вуаль», «в кольцах узкую руку».

Нельзя не обратить внимание на прекрасный ассонанс: «Дыша духами и туманами она садится у окна» (ы-а-у-а-и-и-у-а-а-и...), «и веют древними поверьями ее упругие шелка» (и-э-у-э-и-и-а-э-а-и....), он передает стихию женственности, которая осенила этот загородный ресторанчик, делает строчки музыкальными, легкими, невесомыми. Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным, которые он оттеняет шипящими и свистящими звуками, напоминающими о шуршании шелка.

Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas” («Истина в вине»), но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.

В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части -- грязь и пошлость окружающего мира, а во второй -- прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков -- [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца.

«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой грустью.

По мнению многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.

Сюжет

Итак, место действия – некий , в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.

И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно этому серому миру, она чужая в нем.

Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.

Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как , как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.

Литературоведческий анализ

Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием и женской рифмы.
Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно

Лингвистический анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.


И раздается женский визг.
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный.
В моем стакане отражен.
Как я, смирён и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!" кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный,
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные.
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906. Озерки

Стихотворение «Незнакомка» (1906)- один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озёрки. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы – всё убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: « Передо мной возникло, наконец, то, что я называю « Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено..» Синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

1906 год – период стал для Блока временем удивительных познаний и открытий. Поэт с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, улавливает дисгармонию жизни. Блок будто просыпается от глубокого и сладкого сна, жизнь будит его безжалостно, а открывшаяся перед поэтом действительность не даёт снова погрузиться в сон, заставляет творца обратить на себя внимание и делать выводы. Своеобразным отражением мыслей и чувств поэта, его ответом на тяжёлую реальность становится произведение «Незнакомка» в нём с миром пошлости и обывательских буден граничит неумолимая тяга к любви и свету человеческих отношений.

Стихотворение «Незнакомка» интересно и своей композицией. Оно состоит как бы из двух частей: первая – реальность пошлого мира, вторая – врывающийся в эту реальность романтический идеал.

В стихотворении есть описательное начало, последовательность, неспешность в выстраивании художественных деталей; есть подобие сюжетности, которое позволило исследователям рассматривать стихотворение как балладу.

Стихотворение построено на контрасте добра и зла, желаемого и данного, картин и образов, противопоставленных и отражённых друг в друге. Реальность здесь граничит с возвышенностью мечты. Блок не скрывает своего отвращения к пошлости окружающей жизни и рисует такую картину сравнений и сочетаний, которую трудно представить: горячий воздух, ассоциирующийся с движением и накалом, у поэта «дик и глух», а «весенний дух», символизирующий начало чего – то нового, оказывается «тлетворным», «испытанные остряки» гуляют с дамами не где – нибудь, с «среди канав», на улицах – «окрики пьяные», над озером – «женский визг», даже луна лишена привычного романтического ореола и «бессмысленно кривится» Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные детали. Начало передаёт общую атмосферу и её восприятие лирическим героем:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Стихотворение написано двусложным размером стиха ямбом (то есть ударение падает на чётные слоги). Автором удачно используется перекрёстная рифма АБАБ (рифмующиеся строки идут поочерёдно)

Морфологический и лексико-семантический анализ. Тропы. В стихотворении мы видим не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением, бесчувствием, слепотой правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, инерция однообразного веселья приняли характер повторяющегося кругового, затягивающего людей вращения. Об автоматическом повторении, кружении жизни в каком – то колесе говорят слова из стихотворения: «И каждый вечер». Они даже повторены трижды. Смысл их усилён двумя подробностями – « ко всему приученный бессмысленно кривится диск» (круг, шар луны) и людской конгломерат – « испытанные остряки». Это люди, повторяющие заведомо далёкие от новизны жесты, шутки. И повторяют они их «среди канав»

Повторением союза «и» достигается ощущение безвыходности и замкнутого круга: « И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», « И раздаётся детский плач», « И раздаётся женский визг». Такой же эффект достигается с помощью анафоры (стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого ряда) в третьей, пятой и седьмой строфах стихотворения (« И каждый вечер»). Мир, рисуемый автором, отвратителен и страшен, и своё утешение герой находит в вине (« И влагой терпкой и таинственной, как я смирён и оглушён»).

Можно легко заметить, что при всём изобилии глаголов движения, присутствия – « гуляют», « скрипят уключины», « торчат», «золотится крендель булочной» - движения или активного (не сонного) присутствия людей как раз и нет. Однако все глаголы употребляются автором в настоящем времени.

Но вот появляется она – прекрасная незнакомка. Она вся окутана тайной, полуреальна, полузагадочна. И герой, потерявший веру в жизнь, вновь обретает надежду. Ему открываются « древние поверья», поручаются «глухие тайны», вручается «чьё- то солнце». В его сознании больше нет места отчаянию и печали, за тёмной вуалью таинственной женщины он видит «берег очарованный и очарованную даль». Таким образом, в контрастном сопоставлении первой и второй частей стихотворения А.Блок сумел показать конфликт между желаемым и данным, идеалом и действительностью.

В стихотворении много противоположных образов, то есть имеется антитеза (стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов): « Горячий воздух дик и глух»- «Дыша духами и туманами»; «женский визг»- «девичий стан»; «бессмысленный диск» луны – «солнце»; «скука загородных дач»- «очарованная даль»; «канавы»- «излучины» души; «бессмысленный диск» - «истина».

В стихотворении имеется оксюморон (стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество). В нём объединены противоположные по смыслу эпитеты – весенний и тлетворный. Пошлая обыденность изображается иронически:

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг…

Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных остряков»:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

Вторая часть стихотворения – переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Мотив этих двух строф – сиренное отчаяние, одиночество лирического героя:
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Этот друг единственный – отражение, второе « Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов»

Лексика стихотворения разнообразна. На первом месте по частотности находятся существительные, благодаря которым читатель отчётливо может представить себе картину происходящего, далее идут прилагательные, характеризующие лица, явления, предметы и, наконец, глаголы, благодаря которым слышны звуки. Часто в стихотворении встречается предлог над, который употребляется преимущественно при словоформах с пространственным значением. Здесь множество конкретных существительных (котелки, канавы, перья, озеро и другие) наряду, с которыми появляются и вещественные (вино). Например, в описании красавицы автор использует конкретные существительные: «шляпа с траурными перьями», « в кольцах узкая рука», духи. Многие существительные сочетаются с эпитетами, которые по частотности находятся на втором месте: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух», переулочная пыль, «испытанные остряки», передающими некую атмосферу обстановки в которой находится героиня. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, « дальнего берега». За её тёмной вуалью лирическому герою видится « берег очарованный и очарованная даль», то есть в стихотворении имеются существительные, которые сочетаются с романтическими эпитетами. Образ берега со времён романтической лирики обозначает гармонический, свободный, но недостижимый мир.

Особенности лексики первой строфы (« И каждый вечер друг единственный…») высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения.

Лексика второй строфы (« А рядом у осенних столиков…» - низкая («лакеи», « торчат», «пьяницы», «кричат»), тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. Во второй части стихотворения встречается архаизм (устарелый для определённой эпохи, вышедшее из употребления слово) очи, придающее стихотворению и образу некую возвышенность. Характерно, что повседневное, расхожее слово глаза, да ещё кроличьи, совсем не бездонные, отнесено к пьяницам, а возвышенное слово очи (да ещё синие, бездонные) отдано Незнакомке.

Главный образ возникает во второй части. Но, кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. В третий раз строка начинается со слов « И каждый вечер…» (анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стихотворения). Постоянная пошлость, изображённая в первой части, но постоянно и прекрасное видение, мечта, недоступный идеал: « Иль это только снится мне?» Героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощённая Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.


Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывает. Лирический герой ощущает свою посвящённость в « глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ:
И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэтический итог – в последней строфе: мир, рождённый фантазией поэта, лишён конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище», то единственное спасение и надежда, помогающее ему жить. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала. И невозможно без грусти читать строки, одновременно полные надежды и веры, отчаяния и тоски:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю истина в вине.

Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретённое «сокровище». Вино – и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

В стихотворении «Незнакомка» астральная дева приблизила мистический мир к реальности, с ней в ресторанный мир проникает ирреальный мир «древних поверий».

Теперь не только она – избранная, но и лирический герой – избранник. Оба они одиноки. Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны». Несмотря на это, в стихотворении прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ. Однако в стихотворении трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность – ей придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой «пьяного чудовища». Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока ещё невозможен между Незнакомкой и пригородным бытом, чудесная дева покидает его. Она и реальность – два полюса, между которыми пребывает лирический герой.

В стихотворении не только художественные детали быта и « глухих тайн» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении – её появлении и исчезновении, но и фонетический ряд стихотворения построен по принципу контраста. Гармония гласных, созвучная образу Незнакомки, контрастирует с диссонансными, жёсткими сочетаниями согласных, благодаря которым создаётся образ реальности.

Синтаксический анализ. Союзом а во второй части стихотворения отмечается не только двухчастность стихотворения, но и противопоставленность этих частей, контрастная композиция. На протяжении всего стихотворения наиболее частотными являются сложносочиненные предложения, соединенные соединительным союзом и благодаря которому создаётся ощущение безвыходности. В 1,3,5,7 строфе отмечаются синтаксические повторы (каждый вечер). Это сигнализирует о сходстве композиционно – тематических функций данных строк. Также благодаря лексическому повтору создаётся впечатление, что автор использует в своём стихотворении синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений). В данном тексте также использованы простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит более точно. Например: «смотрю, вижу». Также использована инверсия (обратный порядок слов): «глухие тайны мне поручены», « в моей душе лежит сокровище» и многие другие, которые усиливают выразительность речи, выделяют наиболее важные слова и повышают интонационную выразительность благодаря тому, что важные в речи слова переносятся в начало предложения. Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов: «горячий воздух», « тлетворный дух», «женский визг», « девичий стан», «древними поверьями», «глухие тайны». Интонация стихотворения спокойная. Блок чаще использует запятые и точки, обозначающие завершённость мысли. И лишь в конце стихотворения используются восклицательные знаки, которые выражают уверенность, эмоциональность, делают финал драматичным, явно отражающим всё состояние «распутья», бездорожья в котором жил поэт в тот период, - в конфликте чувств, что пробудила Незнакомка в душе героя, и своего рода бессилия, когда этот герой нехотя, вяло, но всё же соглашается с возгласом «пьяного чудовища». С одной стороны,- «Глухие тайны мне поручены», « Я вижу берег очарованный». С другой стороны, воля к забвению, какая – то горестная и трагическая, вынужденная уступка злому миру, заключенная в согласии с теми, кто всегда «рядом у соседних столиков»:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Фонетический анализ . Фонетическая часть анализа является наиболее формальной, так как звуковая организация текста не имеет такой очевидной и прямой связи с содержательной его стороной, как, например лексико-семантическая организация. Между тем фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития.
Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %. Среди гласных преобладают: гласные заднего ряда среднего подъёма 16 (О), далее идут гласные среднего ряда нижнего подъёма 15(А), а также гласные переднего ряда верхнего подъёма 15 (И), а гласные заднего ряда верхнего подъёма встречаются 7 раз. (У). Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы (повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»; «Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется (А) о (А) кне» . Ассонансы на у придают утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её УпрУгие шелка, И шляпа с траУрными перьями, И в кольцах Узкая рУка.

Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают проникновение одетой в шелка героини в суету быта.

Поэт очень чутко слышал музыку во всём, что его окружало, и старался наполнить ею каждое своё творение. Так вся «Незнакомка» построена на музыкальной антитезе. Для того чтобы убедиться в этом, необходимо сравнить начала первой и второй частей стихотворения:
По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух.

Поэт сознательно нагромождает труднопроизносимые согласные п, в,ч,р,д,с.т и другие и нерегламентированно использует ударные гласные а,о,у,и.э. Всё это придаёт первой части нестройное звучание, которому противостоит гармония второй:

И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Здесь Блок сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным л, м, н, р. А повторение шипящих и свистящих ч, ш, с напоминает шуршание шёлка. Одновременно поэт обращается к повторам гласных а, и, о, у, и этим добивается напевного звучания стиха. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение своеобразно по содержанию и поэтике.

Исследователь творчества А.Блока А.В.Терновский подчёркивал предельное различие звуковой и лексической материи первой части стихотворения (до появления Незнакомки) и второй, когда она медленно проходит «меж пьяными»: «В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных (Например, « По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх). Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер (« воздух дик и глух», « окриками пьяными», « пылью переулочной», « заламывая котелки», « скрипят уключины», « женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м.н. одновременно он использует повторы гласных. Изобразительная сила поэта настолько велика, что уже не важно, привиделась ли «Незнакомка герою в пьяном забытьи».

_____________________________________________________________________

Литература.

  1. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русской литературе», М, «Вако», 2005 г.
  2. Минц Н.Г. «Блок и русский символизм», 1980.
  3. Терновский А.В. «Творчество А.А.Блока», М, 1989г.