Аллитерация: что это такое, примеры из литературы. Русский язык и литература

Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.

Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.

Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.

Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.

Что такое аллитерация

Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.

Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш] )

Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
(А. С. Пушкин)

Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.

Примеры аллитерации в литературе

Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.

Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…

Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский , придавая своим текстам особенную выразительность:

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Ассонанс на звук [а].

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(А. Л. Барто)

В данном примере повторяется гласная [ю] .

Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака :

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь

Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.

Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.

Ассонанс в литературе

Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

Мели, Емеля, - твоя неделя.

В этой пословице присутствует ассонанс - повторяется гласная [е] .

Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.

Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.

Это метафоры и эпитеты, и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Сравнение аллитерации и ассонанса

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Примеры аллитерации

Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.

Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.

Вот строки с аллитерацией у Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)

Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)

Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)

Прах роют и в крови шипят. (п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].

Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.

Пример аллитерации

Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:

Восток белел…Ладья катилась,

Ветрило весело звучало!

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало,

Восток алел…Она молилась.

С кудрей откинув покрывало…

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].

Важно! Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.

Звукопись у поэтов Серебряного века

Широко применяли явление аллитерации поэты, творившие в начале 20 века в России. Этот художественный прием легко найти в произведениях многих авторов этого периода:

  • Брюсов;
  • Блок;
  • Цветаева;
  • Бальмонт.

Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.

Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.

Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тельно алого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила.

Лила, лила, лила, качала,

Два тельно алые стекла,

Белей лилей, алее лала

Бела была ты и ала.

Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.

Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.

В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Пример повтора согласных звуков в стихотворении

Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.

Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.

Вот примеры из творчества . Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.

Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.

В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.

В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:

Марш! Чтоб время

Ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

Относило

Только путаницу волос.

Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.

«Ужас из железа выжал стон…»: специальным набором согласных поэт В. Маяковский передает ужас потери великого вождя революции В. Ленина. Вот что значит аллитерация для Маяковского.

Звукопись в прозе


Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук [р], звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на [п] – Прокуратор Понтий Пилат.

В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:

Дождь шумел негромко, нараспев,

Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:

Сколько их в кущах – столько их в чащах,

Ревом ревущих, рыком рычащих,

Сколько бегущих – столько лежащих

В дебрях и кущах, в рощах и чащах…

Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек живет в мире разных звуков. Они воздействуют на человека, вызывая ассоциации с образами. Звукопись и фонетическая организация слов должны быть неразрывно связаны с содержанием поэтического произведения, только тогда стихотворение заиграет яркой изобразительностью.

(от лат. ad – к, при, со и littera – буква)

I. Аллитерация – это созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начальных словах стиха.
То есть аллитерация – это начальная рифма, которая употреблялась в аллитерационном стихосложении. Аллитерационный стих вытеснен стихом с конечной рифмой.

В этом значении аллитерация не встречается на егэ по русскому языку и литературе. Но от его знания никакого вреда нет.

II. Аллитерация – это эвфонический прием повторения одних и тех же согласных звуков, которое усиливает выразительность художественной речи.

Рифменные созвучия не входят в аллитерацию.
Аллитерация, как и само поэтическое произведение, воспринимается слухом, а не зрением. Чуковский, ссылаясь на слова Блока, сообщил, что «Двенадцать» поэт начал писать со строчки: «Уж я ножичком полосну, полосну!», так как «эти два «ж» в первой строчке показались ему весьма выразительными». Эту новость Чуковский, занимавшийся журналистикой, выдал на-гора не по горячим следам, а спустя длительное время, после смерти поэта. Блок, обладавший прекрасным слухом, не мог сказать подобную нелепицу. В приведенной строке не два, а один звук «ж» в слове «ножичком». В «уж» пишется буква «ж», а произносится звук «ш».

Аллитерацией богаты наши пословицы и поговорки:
Щи да каша – пища наша
Мели, Емеля, твоя неделя
Рад бы в рай, да грехи не пускают
В тихом омуте черти водятся
Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву
От горшка два вершка
Шила в мешке не утаишь
Назвался груздем, полезай в кузов
Проще пареной репы
За морем телушка – полушка, да рубль перевоз

Аллитерации встречаются уже в «Слове о полку Игореве»:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…
С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя...

Все приведенные примеры свидетельствуют об экспрессивности, обязанной и аллитерации.
Аллитерация часто служит звукоподражанию. Это самое простое ее применение:

Грохочет эхо по горам,
Как гром гремящий по громам.

Звукосочетанием «гр» Державин воссоздал, по его убеждению, грозное громыхание разгулявшейся стихии. Соглашаясь в данном случае с поэтом, надо подчеркнуть, что даже в звукоподражательных стихах нельзя придавать звукам какое-либо семантическое значение:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

Об этих строках Пушкина Т.Скоренко замечает: «Тут мы слышим шуршанье платьев и шипение пунша благодаря повторениям двух согласных "п" и "ш"». К шуршанью платьев можно добавить еще, например, шуршание папоротника, шипение питона, шум поездов, шепот подружек, наконец, шорох путаных извилин, мимо которых проскользнула сама действительность, которая вопиет: «А что делают дамы там, где льется пунш, то есть на мальчишнике»? Ведь всего лишь стихом выше Пушкин написал о «часе пирушки холостой». Нет, Т.Скоренко нужно обязательно привести на мальчишник и дам, потому что «пунш» и «платье» начинаются с буквы «п», да еще такую «содержательную» идею отнести на счет Пушкина.
Любое свойство слова, приписываемое звуку, является выражением сугубой субъективности. Например, Державин, считал звук «р» непригодным для «выражения самых нежнейших чувствований». Он написал десять любовных стихотворений, в которых нет слов с этим звуком. И все эти десять стихотворений деланные, мертвенные. А ко всему, кто согласится с Державиным, что для «выражения самых нежнейших чувствований» не годятся такие слова, как Россия, родина, родная?!..
В родной речи нет и не может быть неблагозвучных звуков. Все они прекрасны. А то, что чаще других встречается аллитерация на л, м, н, р, так это потому, что они самые звучные из согласных звуков.
Аллитерация, выступая в роли своеобразного курсива, может подчеркнуть идею автора:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

В русской речи самым частым из согласных звуков является «с». В тексте Тютчева он встречается четырежды в повторяющемся, главном, слове «Россия» и по разу в словах «особенная» и «стать». В других словах этого очень распространенного звука нет. Но ведь «Россия – особенная стать» и есть та самая идея, ради которой написано четверостишие.
Особенно выразительна аллитерация при передаче глубоких чувств и сильного волнения. В этих случаях аллитерация является не просто украшением, способствующим благозвучности поэтической речи, а оттеняет в ней самое существенное:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
Лермонтов

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Бальмонт

И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Блок

Аллитерация, как любой литературный прием, является обоюдоострым оружием. Неуместная и назойливая аллитерация способна испортить впечатление от стихов даже у самого благодушного любителя поэзии.

Аллегория как литературоведческий термин трактуется в словарях противоречиво и не точно, что во многом вызвано употреблением этого слова в разных сферах действительности.
В обыденном понимании аллегория – это вещественное изображение невещественного понятия. Например, аллегории пророка Исайи: меч (война), орало (мир).

Анафора – это стилистическая фигура, которая основана на повторении любого речевого явления. Но в отличие от других видов повторения, например, эпифоры, анафора, как это явствует из ее названия, относится к повторению начальных частей речевого потока (звуков, слов, фраз, стихов, строф, ритмических и синтаксических построений, интонации).

Учебники по риторике (особенно старинные) различают множество разновидностей анафоры. Однако не все виды анафоры служат красноречию. Некоторые из них несут случайный характер (за забором), другие – не столько служат красноречию, сколько его антитезе – краснобайству.

Антитеза – это стилистическая фигура, которая соединяет контрастные понятия (свет – тьма, любовь – ненависть, бог – дьявол).
Она лежит в основании диалектики. Антитеза, используя прямо полярно противополагаемые явления, приводит их к единству через соподчинение друг другу этих противоположностей.

Статья расскажет о том, что такое аллитерация. Сначала дадим определение понятию, а затем перейдем к примерам. Аллитерация – это повтор одинаковых согласных, что придает особую звуковую выразительность тексту.

Под аллитерацией подразумевается достаточно частое использование определенных согласных во всем тексте либо в его определённом отрезке. Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем.

Аллитерация в пословицах и поговорках

Многие пословицы и поговорки построены на аллитерации:

  • Мели, Емеля, твоя неделя;
  • От горшка два вершка;
  • Проще пареной репы;
  • Мирская молва - морская волна;
  • Зри в корень.

Прием аллитерации в скороговорках

Аллитерацией богаты также наши скороговорки:

  • Купи кипу пик;
  • Перепёлка перепеленала перепелёнка;
  • Чтец чтит чтение;
  • Три дроворуба рубят дрова;
  • К Кларе пришли две Вари;
  • Пакет под попкорн;
  • У ёлки иголки колки;
  • Хвалю халву.

Аллитерация в русской литературе

О том, что такое аллитерация в литературе, нужно говорить непосредственно на примерах.

  1. Уже в «Слове о полку Игореве» встречается этот прием:

    "Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…".

  2. А вот Н. Некрасов описывает Волгу:

    "Волга, Волга, весной многоводной…".

  3. Часто аллитерация служит звукоподражанию. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения Державина:

    "Грохочет эхо по горам…".

    Здесь поэт стремится воссоздать громыхание грозной стихии.

  4. Очевидно, что стихи символистов культивируют аллитерацию. Однако здесь часто нарушается чувство меры. Аллитерации порой вычурны и назойливы. Стихотворение Бальмонта «Чёлн томленья» построено на аллитерирующих звуках:

    "Вечер. Взморье. Вздохи ветра…

    … Близко буря, в берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн...".

  5. Существует понятие «аллитерационный стих». В нем обязательны звуковые повторы в определенных местах стихотворения, к примеру, в начальных слогах. Киргизский эпос «Манас» (перевел Л.Пеньковский) служит примером анафорической аллитерации:

    "Кучами золото мы гребли,

    Куньи шапки были на нас,

    Кушак из шёлка носили мы…"

То, что такое аллитерация, примеры, приведенные в статье, иллюстрируют очень наглядно. Поэтому вам не составит труда увидеть этот прием в тексте.

Существует множество литературных и языковых терминов, значение которых нам в полной степени не знакомо. Поэтому в данной статье мы попробуем разобраться с аллитерация, где ее можно встретить, чем она интересна. Для многих читателей будет открытием то, что данное явление встречается в нашей жизни более чем часто. Нередко строки с аллитерацией сочиняются на ходу теми людьми, которые имеют склонности к поэзии.

Различная трактовка термина

Итак, аллитерация - это некое созвучие, которое образуется благодаря повторению одинаковых или похожих по своему звучанию согласных, употребляемых в начале слова. Если говорить шире о том, что такое аллитерация, то можно отметить, что это канонизированный литературный прием, который хоть и основывается на сочетании подобных звуков, но не имеет ничего общего с рифмой. Если же рассматривать трактовку этого термина еще проще, то аллитерация имеет отдаленное сходство с рифмой. Однако в таком случае созвучия будут иметь место не в конце каждой строчки, а в ее начале.

Несколько примеров

Чтобы понять, что такое аллитерация, достаточно окунуться в мир народных присказок и поговорок. Именно в тех коротких строчках, которые как бы учат нас правильно жить, очень четко прописан этот загадочный литературный термин. В качестве примера можно продекламировать пословицу «Щи да каша - пища наша». Тут мы видим и аллитерацию, находящуюся в начале первых слов, и рифму, которая делает эту поговорку еще более мелодичной. Подобным примером могут также служить слова «Шила в мешке не утаишь», «Проще пареной репы» и другие.

Красивейший мир поэзии

Также понять, что такое аллитерация, нам помогут стихотворения известных российских поэтов. Как ни удивительно, но лидерами в использовании этого приема на практике были самые знаменитые гении Золотого века - Пушкин и Лермонтов. Михаилу Юрьевичу, например, принадлежали следующие слова: «Уж не жду от жизни ничего я. И не жаль мне прошлого ничуть». Ну а знаменитый стих Пушкина со словами «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», является примером этого канонического приема, который у каждого на слуху.

Прошлое и настоящее аллитерации

Стихи с аллитерацией можно найти у А. Блока, а также у некоторых других Подобный имеет место в древнейшем русском летописном произведении - «Слове о полку Игореве», в стихах Некрасова, Северянина и Маяковского. Нередко в таких произведениях аллитерация чередуется с рифмой, благодаря чему стихотворение воспринимается слухом как нечто нестандартное, неожиданное, очень интересное.

Восприятие этого приема

Принято полагать, что из всех приемов в литературе на слух лучше всего определяется аллитерация. Примеры подобных звуковых сочетаний были представлены выше, поэтому вы можете, прочитав их еще раз, уловить, что звуковая связь между сказанными словами может быть замечена только в случае, если вы их слышите. На письме же уловить эти созвучия невозможно. Возможно, именно поэтому аллитерация так прочно прижилась именно в