Альбер камю высказывания. Цитаты альбера камю

  • Ад - особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно ее домогались.
  • Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни.
  • Боги наградили человека великими, блистательными добродетелями, позволяющими ему достичь всего, чего он пожелает. Но одновременно они наградили его и добродетелью более горькой, внушающей ему презрение ко всему, чего он достиг.
  • Болезнь - это крест, но, может, и опора. Идеально было бы взять у нее силу и отвергнуть слабости. Пусть она станет убежищем, которое придает силу в нужный момент. А если платить нужно страданиями и отречением - заплатим.
  • Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе.
  • Быть может, к скульптуре меня влечет любовь к камню. Скульптура возвращает человеческому облику весомость и равнодушие, без которых я не мыслю величия.
  • Быть язычником для себя, христианином для других - к этому инстинктивно склоняется всякий человек.
  • В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.
  • В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.
  • В какой-то момент перестаешь испытывать любовное волнение. Остается только трагизм. Жить ради кого-то или чего-то становится уже бессмысленно. Смысл обретает только мысль о том, чтобы можно было за что-то умереть.
  • В определенном возрасте столкновения между людьми начинают осложняться борьбой со временем. И это уже безнадежно.
  • В отличие от нас женщины, по крайней мере, не обязаны стремиться к величию. У мужчин даже вера, даже смирение призваны доказывать величие. Это так утомительно.
  • В смерти игра и героизм обретают свой подлинный смысл.
  • Великий вопрос жизни - как жить среди людей.
  • Вечное искушение, против которого я непрестанно веду изнурительную борьбу, - цинизм.
  • Взбунтовавшийся атеизм ставит историю на место Бога и заменяет бунт абсолютным повиновением. Долг и добродетель для него суть не что иное, как полное подчинение и полное принесение себя в жертву святыне ненасытного становления.
  • Воля - то же одиночество.
  • Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов.
  • Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.
  • Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии.
  • Всякая философия - самооправдание. Оригинальной была бы только философия, оправдывающая другого человека.
  • Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая заключается в том, чтобы привести их в равновесие.
  • Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
  • Гений, в высшем своем воплощении, творит ради того, чтобы в глазах людей и в своих собственных обрел достоинство последний из горемык на самой мрачной каторге.
  • Главная способность человека - способность к забвению. Но справедливости ради следует заметить, что он забывает даже то добро, которое сам сотворил.
  • Главное, что должен уметь писатель, - претворять те чувства, которые он испытывает, в те, которые он хочет внушить. Поначалу ему это удается случайно. Но затем на место случая должен прийти талант. Значит, у истоков гения стоит случайность.
  • Годы юности тянутся так медленно потому, что они полны событий, годы старости бегут так стремительно оттого, что заранее предопределены.
  • Греки учитывали существование божества. Но не все исчерпывалось божеством.
  • Грубое физическое желание вспыхивает мгновенно. Но желание вкупе с нежностью требует времени. Приходится пройти через всю страну любви, чтобы загореться желанием. Не потому ли вначале так нехотя вожделеешь ту, которую любишь?
  • Гуманизм пока еще не наскучил мне: он мне даже нравится. Но он мне тесен.
  • Для меня искусство - это никак не забава одинокого творца. Для меня это способ тронуть как можно больше людей, создав наиболее емкую картину общих страданий и радостей.
  • Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца.
  • Для христиан история начинается с Откровения. Для марксистов она им кончается. Две религии.
  • Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ. Это правило распространяется на педагогику, историю, философию, политику. Мы, к примеру, - плод двадцативекового созерцания картинок на евангельский сюжет.
  • Для человека мудрого в мире нет тайн, какая ему нужда блуждать в вечности?
  • Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни. Бывает ли у жизни вечер?
  • До тех пор пока человек не совладал с желанием, он не совладал ни с чем.
  • До христианской эры Будда не проявлял себя, потому что был погружен в нирвану, то есть лишен облика.
  • Добродетель бедняка - душевная щедрость.
  • Дочь горшечника Дибутада увидела на стене тень своего возлюбленного и обвела его профиль кинжалом. Благодаря этому рисунку ее отец изобрел стиль росписи, украшающей греческие вазы. В основе всех вещей лежит любовь.
  • Единственное возможное в наше время братство, единственное, какое нам предлагают и позволяют, - это гнусное и сомнительное солдатское братство перед лицом смерти.
  • Если бы мне было суждено умирать вдали от мира, в холодной тюремной камере, море в последний момент затопило бы мою темницу, подняло бы меня на неведомую мне доселе высоту и помогло бы мне умереть без ненависти в душе.
  • Если бы наша эпоха была только трагична! Но она еще и гнусна. Вот отчего ей надо бросить обвинение - и даровать прощение.
  • Если для того, чтобы преодолеть нигилизм, следует вернуться к христианству, можно пойти еще дальше и, преодолев христианство, возвратиться к эллинизму.
  • Если тело тоскует о душе, нет оснований считать, что в вечной жизни душа не страдает от разлуки с телом - и, следовательно, не мечтает о возвращении на землю.
  • Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии.
  • Заблуждения радостны, истина страшна.
  • Иметь силу выбрать то, что тебе по душе, и не отступаться. Иначе лучше умереть.
  • Индивидуалист ненавидит людей в целом, но щадит отдельного человека.
  • Истина нашего века: пройдя сквозь суровые испытания, мы становимся лжецами.
  • Истина, как и свет, ослепляет.
  • Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир.
  • Как только война становится реальностью, всякое мнение, не берущее ее в расчет, начинает звучать неверно.
  • Когда в старости человек становится мудрым и нравственным, ему, вероятно, бывает стыдно вспоминать свои былые поступки, шедшие вразрез с предписаниями нравственности и мудрости. Слишком рано или слишком поздно. Середины нет.
  • Когда ты уже сделал все, что нужно, чтобы как следует понять, принять и снести бедность, болезнь и собственные недостатки, остается сделать еще один шаг.
  • Когда художник принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность.
  • Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами.
  • Любовь может презреть цепи, крепостные стены толщиной в несколько метров и прочее. Но стоит только подчинить крошечную часть души долгу, и настоящая любовь становится невозможной.
  • Любовь можно сохранить по причинам, не имеющим отношения к любви. Например, по причинам морального порядка.
  • Любовь несправедлива, но одной справедливости недостаточно.
  • Любовь, которая не выдерживает столкновения с реальностью, - это не любовь. Но в таком случае неспособность любить - привилегия благородных сердец.
  • Любовь. Познание. Это одно и то же.
  • Люди упорно путают брак и любовь, с одной стороны, счастье и любовь - с другой. Между тем это совершенно разные вещи. Именно поэтому, хотя любовь - вещь очень редкая, среди браков бывают и счастливые.
  • Малодушие всегда найдет себе философское оправдание.
  • Мир прекрасен, и вне его нет спасения.
  • Много ли вы знаете «любящих» мужчин, которые отказались бы от красивой и доступной женщины? А если кто и откажется, значит, ему недостает темперамента.
  • Молчать - верить самому себе.
  • Мы всегда преувеличиваем важность жизни отдельного человека. Есть множество людей, не знающих, что делать с жизнью, - не так уж безнравственно лишить их ее.
  • Мы можем все сделать наилучшим образом, все понять, а затем всем овладеть. Но мы никогда не сможем отыскать или создать ту силу любви, которую отняли у нас безвозвратно.
  • Мыслитель движется вперед, лишь если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.
  • Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы.
  • На любви ничего нельзя построить: она - бегство, боль, минуты восторга или стремительное падение.
  • Надо или жить во времени, или в нем умирать, или изъять себя из него ради жизни, над ним возвышающейся.
  • Наука объясняет то, что функционирует, а не то, что есть.
  • Начало всех великих действий и мыслей ничтожно. Великие деяния часто рождаются на уличном перекрестке или у входа в ресторан.
  • Неизбежно только одно: смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве, которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного: все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире, если желать этого как следует - очень сильно и долго.
  • Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру, причем его мучат соблазны и той и другой жизни.
  • Нет такого тяжкого преступления, на которое умный человек не чувствовал бы себя способным.
  • Нетрудно представить себе европейца, обратившегося в буддийскую веру, ибо это обеспечивает ему жизнь после смерти, которую Будда считает непоправимым злом, но которой человек желает изо всех сил.
  • Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.
  • Ницше, внешняя сторона жизни которого была более чем однообразна, доказывает, что мысль, работающая в одиночестве, сама по себе страшное приключение.
  • Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения.
  • Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером - другое. Но где истина - в ночных думах или в дневных размышлениях?
  • Обращаться к Богу оттого, что вы разочаровались в земной жизни, а боль отъединила вас от мира, бесполезно. Богу угодны души, привязанные к миру. Ему по нраву ваша радость.
  • Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство.
  • Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе - и лишь после этого сдаться.
  • Отчего люди пьют? Оттого, что после выпивки все наполняется смыслом, все достигает высшего накала. Вывод: люди пьют от беспомощности или в знак протеста.
  • Пламенные произведения создаются философами-ирониками.
  • Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы.
  • Правда таинственна, неуловима, ее вечно приходится завоевывать заново.
  • Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.
  • Рано или поздно всегда наступает момент, когда люди перестают бороться и мучить друг друга, смиряются наконец с тем, что надо любить другого таким, как он есть. Это - царствие небесное.
  • С плохой репутацией жить легче, чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все время быть на высоте - ведь любой срыв равносилен преступлению. При плохой репутации срывы простительны.
  • Самая большая экономия, которая возможна в области мысли, - согласиться, что мир непознаваем, - и заняться человеком.
  • Самый опасный соблазн: не походить ни на кого.
  • Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл - душевный комфорт художника.
  • Свободен тот, кто может не врать.
  • Святость - тоже бунт: святой отвергает вещи как они есть. Он принимает на себя все горе мира.
  • Сколько художников высокомерно отказываются сознавать себя маленькими людьми! Но этого сознания своей «малости» было бы довольно, чтобы обрести истинный талант, иначе для них недоступный.
  • Смертная казнь. Преступника убивают, потому что преступление истощает в человеке всю способность жить. Он все прожил, раз он убил. Он может умереть. Убийство исчерпывает.
  • Сознательно или бессознательно женщины всегда пользуются чувством чести и верности данному слову, которое так сильно развито у мужчин.
  • Стареть - значит переходить от чувств к сочувствию.
  • Стремление быть всегда правым - признак вульгарного ума.
  • Тайна моего мира: вообразить Бога без человеческого бессмертия.
  • Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий.
  • Тот, кто не верит в Бога, видит в мире, где людей не ценят по достоинству, только хаос, и предается отчаянию.
  • Тот, кто не верит в ход вещей, - трус, но тот, кто верит в человеческий удел, - безумец.
  • Трагическая роль тем лучше удается актеру, чем меньше он впадает в крайности. Безмерный ужас порождается именно умеренностью.
  • У любви есть своя честь. Стоит потерять ее - и любви приходит конец.
  • У нас не хватает времени быть самими собой. У нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми.
  • Удивительно, как тщеславен человек, который хочет внушить себе и другим, что он стремится к истине, меж тем как он жаждет любви.
  • Умереть во имя идеи - это единственный способ быть на высоте идеи.
  • Физическая ревность есть в большой мере осуждение самого себя. Зная, о чем способен помыслить ты сам, ты решаешь, что и она помышляет о том же.
  • Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии.
  • Философия - современная форма бесстыдства.
  • Чего стоит человек? Что такое человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога.
  • Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи.
  • Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.
  • Человек чувствует себя одиноким, когда он окружен трусами.
  • Человеческое сердце обладает досадной склонностью именовать судьбой только то, что его сокрушает.
  • Чувства, которые мы испытываем, не преображают нас, но подсказывают нам мысль о преображении. Так любовь не избавляет нас от эгоизма, но заставляет нас его осознать и напоминает нам о далекой родине, где эгоизму нет места.

Ф ранцузский писатель Альбер Камю (1913 - 1960) был одним из крупнейших представителей экзистенциализма в европейской литературе XX века. Современник и Симоны де Бовуар , в своем творчестве он исследовал природу бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Самыми известными его произведениями стали повесть « », роман « » и философское эссе « ».

Мы отобрали 15 цитат из книг Камю:

Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние. « »

Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо. « »

Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами. « »

В сущности, нет такой мысли, к которой человеку нельзя привыкнуть. « »

Глупость - вещь чрезвычайно стойкая, это нетрудно заметить, если не думать все время только о себе. « »

Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только это добрая воля недостаточно просвещена. « »

В этом мире нет смысла, и тот, кто узнает это, обретет свободу. « »

Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать человеком. « »

Любовь - болезнь такого сорта, что не щадит ни мудрецов, ни идиотов. « »

Мука - жить памятью, когда память уже ни на что не нужна. « »

Иной раз яснее разберешься в человеке, который лжет, чем в том, кто говорит правду. Правда, как яркий свет, ослепляет. Ложь, наоборот, - легкий полумрак, выделяющий каждую вещь. «Падение»

Французский писатель и философ – Альбер Камю родился 7 ноября 1913 г., Мондови, Алжир, в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир. Жили в бедности под началом своевольной бабушки. Большое влияние на Камю оказал школьный учитель Луи Жермен, распознав способности своего ученика, помог Альберу в 1923 г. поступить в лицей.

В 1930 г. Камю заболел туберкулезом. Несмотря на болезнь, пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. Камю женился на Симоне Ийе, экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года. В 1935 г. получил степень бакалавра, а в мае 1936 г. — диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого помешала очередная вспышка туберкулеза.

На старших курсах университета увлекался социалистическими идеями. Весной 1935 г. вступил во Французскую коммунистическую партию, где состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 г. создал самодеятельный «Театр труда». Организовал постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1938 г. был редактором журнала «Побережье», и двух оппозиционных газет. Обе газеты были закрыты военной цензурой в начале Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в 1938 г. издал книгу «Бракосочетание». В 1939 г. написал первый вариант пьесы «Калигула».

В 1940 г. Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переселяются в Париж. В 1942 г. вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал её нелегальную газету. После окончания войны продолжает работать в «Комба», где публикует свои ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность.

В 1947 г. начинается его постепенный разрыв с левым движением. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом. В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

В 1953 г. Камю возвращается к театральной деятельности, ставит спектакли по собственным инсценировкам.

В 1957 г. Камю была присуждена Нобелевская премия за огромный вклад в литературу. Когда Альбер Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости.

У писателя были обширные творческие планы. Однако этим планам не суждено было сбыться. 4 января 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции. По иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности. Незаконченный автобиографический роман «Первый человек», черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994 г. Его перу принадлежат романы «Посторонний» (1942), «Чума» «(1947), «Падение» (1956) и многие другие произведения.

Хотя творчество Камю вызвало после смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но, тем не менее, его влияние на современную литературу сомнению не подлежит.

Газетенки больше интересуются крысами, чем людьми. До крыс на улице им есть дело, а люди ведь дома умирают – зачем о них писать?

Никогда не знаешь, какое продолжение будет иметь поступок или слово. Самый ничтожный момент может развиться в великое событие. Гениальные идеи зачастую рождаются в подворотне или в кофейне.

Философия каждого человека зависит от силы его духа. Чем мудрее, величественнее был философ, тем ярче его мысли.

Счастье иногда махает рукой даже расстроенным людям. И они так долго ждали его, что бедное счастье вынуждено терпеть жаркие объятия изголодавшихся по теплу людей… – Альбер Камю

Думать о морали и при этом не находить мораль в сексе – значит не находить мораль вообще.

Легкость письма привлекает читателей. Те, кто пишет витиевато, нравятся только “ценителям”.

Если книга основана на презрении – это макулатура. Дешевое чтиво, которому не суждено стать гениальным произведением.

В начале жизни мы дарим любовь свою детскую всему человечеству. Потом любим лишь избранных… Группу близких людей – и все. Затем встречаем единственную женщину. И последняя любовь – к единственному мужчине.

Продолжение цитат Альбера Камю читайте на страницах:

Философия – современная форма бесстыдства.

До христианской эры Будда не проявлял себя, потому что был погружен в нирвану, то есть лишен облика.

Ничто так не воодушевляет, как сознание собственного безнадежного положения.

Вечное искушение, против которого я непрестанно веду изнурительную борьбу, – цинизм.

Гений – это ум, знающий свои пределы.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Лучше умереть стоя, чем всю жизнь прожить на коленях.

Воля – то же одиночество.

Страсть к тюрьме у тех, кто борется. Чтобы избавиться от привязанностей.

Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий.

В смерти игра и героизм обретают свой подлинный смысл.

Потребность счастья кажется мне самым благородным стремлением человеческого сердца.

Стареть – значит переходить от чувств к сочувствию.

Ад – особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно ее домогались.

Если для того, чтобы преодолеть нигилизм, следует вернуться к христианству, можно пойти еще дальше и, преодолев христианство, возвратиться к эллинизму.

Вечное возвращение предполагает примирение со страданием.

Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.

Тревога – это лишь легкое отвращение перед будущим.

Гениальность мимолетно, ухватить ее за бороду не все успевают. Оживить ее, зацепившись за подол, могут работоспособность и железобетонная воля, собранная мысленно в жесткий кулак. Тогда появится из тумана слава и признание.

Любовь никогда не бывает настолько сильной, чтобы найти себе выражение.

Обращаться к Богу от того, что вы разочаровались в земной жизни, а боль отъединила вас от мира, бесполезно. Богу угодны души, привязанные к миру. Ему по нраву ваша радость.

Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии.

Наука объясняет то, что функционирует, а не то, что есть.

Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов.

Неизбежно только одно – смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве, которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного: все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире, если желать этого как следует – очень сильно и долго.

Я видел много смертей – людская жизнь теряла цену. Смысл жизни продлевает наше пребывание на этом свете.

Люди упорно путают брак и любовь, с одной стороны, счастье и любовь – с другой. Между тем, это совершенно разные вещи. Именно поэтому, хотя любовь – вещь очень редкая, среди браков бывают и счастливые.

Нет любви к жизни без отчаяния в ней.

Тайна моего мира: вообразить Бога без человеческого бессмертия.

Пламенные произведения создаются философами-ирониками.

Святость – тоже бунт: святой отвергает вещи как они есть. Он принимает на себя все горе мира.

Благодаря Саду эротика сделалась одним из направлений философии абсурда.

Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными – и из-за этого подчас становятся бедными рабами.

Трагическая роль тем лучше удается актеру, чем меньше он впадает в крайности. Безмерный ужас порождается именно умеренностью.

У нас не хватает времени быть самими собой. У нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми.

Главное несчастье творческого индивидуума заключается в мыслях человека, фантазиях его и грезах, где много искушений, запретов сладких и соблазнов.

Приговорить человека к смерти – значит лишить его возможности исправиться.

При мысли обо всех тех наслаждениях, которые тебе совершенно не доступны, ощущаешь такую же усталость, как при мысли о тех, которые ты уже испытал.

Важный вопрос, который следует разрешить на практике: можно ли быть счастливым и одиноким?

Уединение – роскошь богачей.

Этот мир лишён смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу.

Болезнь – это крест, но, может, и опора. Идеально было бы взять у нее силу и отвергнуть слабости. Пусть она станет убежищем, которое придает силу в нужный момент. А если платить нужно страданиям и отречением – заплатим.

Стоит жизнь того, чтобы жить, или нет – это единственно серьезный вопрос.

Всё, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью – это знания и память.

Отчего люди пьют? Оттого, что после выпивки все наполняется смыслом, все достигает высшего накала. Вывод: люди пьют от беспомощности или в знак протеста.

Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем.

Ад – это жизнь с этим телом, которая все же лучше, чем небытие.

Смертная казнь. Преступника убивают, потому что преступление истощает в человеке всю способность жить. Он все прожил, раз он убил. Он может умереть. Убийство исчерпывает.

Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Великий вопрос жизни – как жить среди людей.

Я не могу жить без красоты. И этим объясняется моя слабость в отношении некоторых людей.

Взбунтовавшийся атеизм (абсолютный атеизм) ставит историю на место Бога и заменяет бунт абсолютным повиновением. Долг и добродетель для него суть не что иное, как полное подчинение и полное принесение себя в жертву святыне ненасытного становления.

Мошенничество: хорошее соглашение, которое столкнулось с плохим законом.

Первое дело разума – отличать истинное от ложного.

Первой должна прийти любовь, а за ней мораль. Обратное мучительно.

Добродетель бедняка – душевная щедрость.

Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это нечто – человеческая нежность.

Те, кого людское правосудие или людская злоба держет за решеткой, нетерпеливо подгоняют настоящее, враждебно косяться на прошлое и абсолютно лишены будущего.

Щедрость по отношению к будущему – это умение отдавать все, что связано с настоящим.

Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая заключается в том, чтобы привести их в равновесие.

Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе – и лишь после этого сдаться.

Создатель сделал людей, чтоб любить, творить, побеждать. Эти действия и называются жизнью. Война все бытие переворачивает, созданное проигрывает и возвращает людей к истокам и праху.

Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье.

Всякое свершение обрекает на рабство. Оно обязывает к более высоким свершениям.

Смысл жизни означает веру в лучшую жизнь, в приоритеты и ценности бытия. Абсурдом считается полная противоположность к ценностям, выбору и предпочтениям.

Время постоянно пугает человечество аргументацией, прагматикой точных расчетов. Хотя истина находится в противоположной стороне от убедительных доказательств.

Для человека мудрого в мире нет тайн, какая ему нужда блуждать в вечности?

Без несовершенства неощутимо и счастье!

Жизни не следует придавать смысла, ибо именно это неизбежно приводит к выводу о том, что жить не стоит.

У любви есть своя честь. Стоит потерять ее – и любви приходит конец.

Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

Я не понимаю уникального смысла мира, а потому он для меня безмерно иррационален.

Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство.

Мир прекрасен, и вне его нет спасения.

Стремление всегда быть правым – признак вульгарности.

Настоящая щедрость по отношению к будущему заключается в том, чтобы все отдавать настоящему.

Абсурд рождается из столкновения человеческого разума и безрассудного молчания мира.

Тот, кто не верит в Бога, видит в мире, где людей не ценят по достоинству, только хаос и предается отчаянию.

Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы.

Беда нашего века. Ещё недавно в оправдании нуждались дурные поступки, теперь в нём нуждаются поступки добрые.

Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи. Бессмертие – идея бесперспективная.

Бог завидовал нашей боли – вот почему он снизошел на землю, чтобы умереть на кресте.

Отвратительно, когда писатель говорит, пишет о том, чего он не пережил.

Суицид – основная проблема философии. Утверждение, что жизнь достойна прожитой сущности, будет риторическим ответом на фундаментальные искания философской науки.

Здравомыслие и сознание меня еще не покинули, чтоб отрекаться от людей и вещей. Окружая меня, сами вещи и люди ретируются от меня, взяв в заложники юность мою. Таков мой недуг.

Один-единственный удар кинжала, стремительный, как молния, – совокупление быка целомудренно. Это совокупление божества. Не наслаждение, а ожог и священное самоуничтожение.

Мы обращаемся к Богу лишь для того, чтобы получить невозможное.

Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером – другое. Но где истина – в ночных думах или в дневных размышлениях?

Я никогда не мог до конца поверить, что дела, заполняющие человеческую жизнь, – это нечто серьезное. В чем состоит действительно серьезное, я не знал, но то, что я видел вокруг, казалось мне просто игрой – то забавной, то надоедливой и скучной.

Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, – это смерть. Воскрешение – в бескорыстии.

Любая радость находится под угрозой.

Умереть во имя идеи – это единственный способ быть на высоте идеи.

Смерть сообщает новую форму любви – а равно и жизни, она превращает любовь в Судьбу.

На двери записка: Входите. Я повесился. Входят – так и есть. (Он говорит я, но его я уже не существует.)

У искусства случаются приступы целомудрия. Оно не может назвать вещи своими именами.

Если продолжать искренне любить то, что в самом деле достойно любви, и не растрачивать свою любовь по мелочам, по пустякам, по глупостям, можно понемногу сделать свою жизнь светлее и стать сильнее.

Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день.

У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.

Одни созданы для того, чтобы любить, другие – для того, чтобы жить.

Я не люблю чужих секретов. Но мне интересны чужие признания.

Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы.

Женщины не прощают нам наших ошибок – и даже своих собственных.

Чувства, которые мы испытываем, не преображают нас, но подсказывают нам мысль о преображении. Так любовь не избавляет нас от эгоизма, но заставляет нас его осознать и напоминает нам о далекой родине, где эгоизму нет места.

Малодушие всегда найдет себе философское оправдание.

Писатель обречен на понимание. Он не может стать убийцей.

Если вы закоренели в своем отчаянии, поступайте так, как если бы вы не утратили надежды, – или убейте себя. Страдание не дает никаких прав.

Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни.

Пишущему лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Во всяком случае никакой болтовни.

Может быть, для Господа Бога вообще лучше, чтобы в него не верили и всеми силами боролись против смерти, не обращая взоры к небесам, где царит молчание.

Оправдание абсурдного мира может быть только эстетическим.

Там, где одни видели абстракцию, другие видели истину.

Женщины не обязаны иметь стремления к величию. У мужчин все внутреннее естество доказывает величие. Не является исключением смирение и вера.

Нет такой вещи, которую бы мы совершали ради одного человека (но совершали всерьез), не раня при этом другого. А если мы не можем решиться ранить людей, мы остаемся навеки бесплодными. В конечном счете любить одного человека – значит убивать всех остальных.

Французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.

Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии.

Всякое свершение обрекает на рабство. Оно обязывает к более высоким свершениям.

Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая заключается в том, чтобы привести их в равновесие.

Для того, чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца.

Древние философы размышляли гораздо больше, чем читали. Книгопечатание все изменило. Теперь читают больше, чем размышляют. Вместо философии у нас одни комментарии. На смену эпохе философов, занимавшихся философией, пришли профессора философии, занимающиеся философами. Дошло до того, что сегодня философский трактат, не ссылающийся ни на какие авторитеты, не подкрепленный цитатами и комментариями, никто не принял бы всерьез.

Как добиться того, чтобы не терять зря времени? — Почувствовать время во всей его протяженности: проводить дни в приемной у зубного врача на жестком стуле; сидеть на балконе в воскресенье после обеда; слушать доклады на непонятном для тебя языке; выбирать самые длинные и самые неудобные железнодорожные маршруты и, разумеется, ездить в поездах стоя; торчать в очереди у театральной кассы и не брать билета на спектакль…

Истина сияет подобно свету.

Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии.

Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.

Уединение - роскошь богачей.

Eдинственные стоящие вещи - человечность и простота.

Быть счастливым не стыдно.

Вы знаете, что такое обаяние? Умение почувствовать, как тебе говорят «да», хотя ты ни о чем не спрашивал.

Все идет на пользу тому, кто этой пользы ищет.