Акафист Воздвижению Честного Креста Господня. Что нельзя в этот день

Правильное название церковного праздника 27 сентября звучит следующим образом: Воздвижение Животворящего Креста Господня. Логично предположить, что этот христианский символ был воздвигнут на горе Голгофе, но празднуют не саму установку распятия, а его обнаружение в ходе раскопок.

Воздвижение приурочено к моменту вторичной установки драгоценной находки, как божественного символа спасения и отпущения человеческих грехов. Святую реликвию нашли в Иерусалиме неподалеку от горы Голгофы в 326 г. Поиски проводились по инициативе императора Греции Константина. Он рассудил, что легендарную святыню можно найти именно в том месте, где был распят Иисус, поскольку в те времена кресты закапывали на месте (или неподалеку) казни.

Но 27 сентября отмечают еще одно не менее памятное событие, неотрывно связанное с предыдущим – честной Крест был возвращен из Персидского царства, куда его в свое время насильно увезли. В VII столетии император Греции Ираклий возвратил святыню в земли иерусалимские.

Крестные ходы: как проходит церковный праздник 27 сентября

Воздвижение отмечают очень пышно. В этот день во всех крупных городах России делают торжественные крестные ходы со старинными иконами, крестами и церковными реликвиями. В главном храме города священник возлагает на аналой распятие, которое лежит там еще 7 дней. В это время люди молятся и проходят причастие. Если сегодня на календаре отмечен церковный праздник, работать в этот день нельзя, причем это касается и работы по дому (уборка, стирка и т.д.), поэтому все дела необходимо закончить заблаговременно.

Церковный праздник 27 сентября – одно из многодневных религиозных событий. Редко какое божественное празднество длится настолько долго и отмечается так пышно. Все начинается накануне – православные готовятся к главному торжеству, в храмах проводят службы, люди настраиваются на пост, поскольку в сам праздник требуется соблюдать строгую диету (нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, творог, сладости и т.д.).

С 28 сентября по 4 октября проходит послепраздничная неделя. В течение этого времени проходят богослужения, верующие молятся и прикладываются к кресту на аналое. По примете все, кто хотел счастливой и удачной жизни, соблюдали строгий пост – можно было есть только каши без масла и меда, пить воду и некоторые отвары. В последний день, 4 октября, проходит церемония отдания, и священник возвращает распятие в алтарь.

Воздвижение является двунадесятным христианским событием, то есть связанным с историей жизни Иисуса и Пресвятой Богородицы. Их делят на Господские и Богородичные. Воздвижение относится к Господским праздничным датам. Согласно примете, новые кресты на церквях и храмах нельзя устанавливать не 27 сентября, иначе ни один грех не может быть отпущен в таком месте.

    27 сентября, православные люди отмечают большой церковный праздник - "Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Напомню, что крест был найден и воздвигнут благодаря стараниям матери императора Константина.

    Православная Церковь 27 сентября празднует Воздвижение Честного и Животворящего креста. Мать иператора Константина Елена, приехав в Палестину, организовала раскопки пещеры гроба Господня и недалеко от нее был найден и крест. Когда мимо проносили умершего, от соприкосновения с крестом человек ожил, поэтому и называют его Крест Животворящий. Спустя какое-то время персидский царь Хозрой II разбил войско греков и увез Крест в плен в Персию вместе с патриархом Захарией. Через 14 лет греческий император Ираклий победил Хозроя и вернул Крест в Иерусалим и здесь его сам император торжественно воздвигнул.

    Название церковного праздника длинное. День особенно важен в календаре церкви своей значимостью в православной жизни. День 27 сентября называется "Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня". Название мало, кто знает полностью.

    27 сентября православные христиане отмечают большой праздник Воздвижение Креста Господня.Дело в том,что после распятия Иисуса Христа крест,на котором он был распят,был закопан.И вот после долгих мытарств,он был найден и воздвиг для поклонения.

    Воздвижение Креста Господня - один из тех праздников, которые ознаменовали переход христианства из гонимой в официально принятую религию. Ко времени воцарения императора Константина язычество вс более превращалось в пустую формальность, за которой не стояло никакой реальной силы. Да, царствовавший монарх получал божественный статус и соответствующее официальное поклонение, но сколько на самом деле осталось народу, воспринимавшего Юпитера на колеснице, развлекающегося то с дамами, то с мальчиками, как бога, и весь его пантеон как божественный, освящающий царскую власть?

    Христиане же были далеки от кучки сектантов, ютившихся по катакомбах - на дворе стояли 20-е гг. IV века. Среди них было немало людей богатых и умных, но бесправных. Их вера в мртвого и воскресшего Иисуса была реальной. Это он мог наблюдать даже в своей семье - мать монарха была христианкой. С таким контингентом можно было построить тврдую власть, требовалось лишь убедить, что эта власть - их друг, поэтому христианский Бог е поддерживает, то есть, признат.

    Звучит цинично, но Константин не стал бы Великим, если бы не был прагматиком. Он последовательно освободил христианские общины от налогов, позволил владеть движимым и недвижимым имуществом, распоряжаясь им без ограничений. Константин организовал себе первое чудо на государственном уровне - явление во сне Христа перед выигранной битвой. Христиане должны были воспринимать его как благодетеля, своего, угодного Богу. Поездка матери в 126 г. в Палестину и нахождение Креста Господня (вместе с крестами других казннных в тот день) окончательно привязало официоз к недавно гонимой вере. Так появился первый официальный римский праздник, который пришлся христианам ко двору и сделал существующую власть частью их религиозной практики.

    27 сентября отмечается такой церковный праздник как Воздвижение Креста Господня. Связан этот праздник с таким историческим событием.

    Спустя семьдесят лет после воскрешения Христа римляне напали на Иерусалим и захватили его. Они были язычниками и не желали верить в чудесное спасение Христа. Римляне закопали крест и скрыли под землей пещеру, где находился Гроб Господень.

    Прошло несколько столетий, к власти пришел император Константин. Он захотел найти крест, на котором был распят Иисус Христос. Когда его нашли, был построен храм, который оберегал бы Голгофу и Гроб Господень. Тот день, когда этот храм был освещен, и считается праздником Воздвижения. По старому стилю это 14 сентября, а по новому - 27 сентября.

    27 сентября среди прочих важных дат, православная церковь празднует Воздвижение Креста Господня, которое полностью именуется, как

    Подробнее про этот церковный праздник и исторические события связанные ним можно прочесть здесь.

    Двадцать седьмого сентября каждого года (не меняется дата(православные христиане всего мира празднуют так называемое крестовоздвижение. То есть, отмечают день, когда был найден тот самый крест - орудие пыток и казни, страшные и огромные копии которого теперь "воздвигаются" почти на каждом городском перекрстке (по крайней мере, у нас), повергая в настоящее изумление горожан(.

    27 сентября, в каждый год православные вспоминают Воздвижение креста Господня. Древний праздник появился ещ с IV века и относится он к Великим праздникам. Символизирует страдания Господни на кресте, поэтому в этот день положен строгий пост.

    Равноапостольная Императрица Елена, в е правление прекращены впервые преследования христиан, в 355 году стала искать в Иерусалиме крест, на котором страдал Иисус.

    Были раскопаны 3 креста. Чтобы точно выяснить, какой именно тот самый крест Господень, каждый из них по очереди прикладывали к тяжелобольной женщине. Тот крест, от со прикосновения с умирающая исцелилась и был объявлен истинным.

    Поэтому его называют ещ и Животворящим крестом.

    На вечерней службе накануне праздника распятие воздвигается с соответствующей молитвой на аналой в центре церкви.

    Очень интересна легенда, которая связана с нахождением Креста Спасителя, празднование которого и отмечается 27 сентября. Эти события отсылают нас ко времени равноапостольной Елены, матери императора Константина, который первым прекратил преследования христиан, по просьбе которого она отправилась в Иерусалим, чтобы найти крест, на котором был распят Христос. Крест Господень проявил свою чудодейственную силу исцелив умирающую женщину - так был определен из трех крестов истинный - честный и животворящий (дарующий жизнь).

    В память этого исторического события, 27 сентября отмечается праздник Воздвижение Честного и Животворящего креста.

История, связанная с Крестом Господа, не закончилась на моменте распятия Иисуса Христа. Можно сказать наоборот – что с Голгофы она только началась. Основные же события развернулись уже во времена, когда христианская Церковь начала делать свои первые шаги в мир.

После завершения евангельского периода, а также трагических для иудеев событий, связанных с противостоянием Риму, многие святые для христиан места на долгие годы были утрачены. Коснулось это и места распятия Господа – горы Голгофы, а вместе с ней и Креста Господня. Так, римский император Адриан (117–138), который в принципе был неплохим правителем и очень любил искусство, приказал уничтожить святые для христиан места. По его повелению Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей. На искусственно созданной насыпи был поставлен храм богини Венеры и статуя бога Юпитера, которые входили в обширный языческий пантеон богов и богинь Рима. После этих изменений почти на 200 лет святое место стало языческим капищем.

Все стало меняться, когда к власти пришел император Константин Великий (306–337), впоследствии – святой равноапостольный, первый из римских императоров, прекративший гонения на христиан.

В начале своего пути к престолу император Константин должен был одержать ряд важных побед над своими соперниками. В 312 году он разбил правителя западной части разделившейся Римской империи Максентия. Как гласит Предание Церкви, незадолго до решающей битвы с Максентием император Константин увидел в небе знамение – изображение Креста с надписью «Сим победиши». После этого видения император Константин действительно одержал победу над своим соперником. Когда позже Константин торжественно вошел в Рим (столицу западной части Империи), он повелел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана».

В 313 году по инициативе Константина был издан Миланский эдикт, по которому христиане получали равные права с язычниками. После этого в западной части империи гонения на христиан прекратились. На Востоке же Миланский эдикт начал действовать чуть позже, когда Константину удалось победить своего зятя Ликиния, изначально подписавшего эдикт, но не исполнявшего его постановления. После того как в 323 году император Константин стал единоличным правителем всей территории Римской империи, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, которая, как и сам Константин, была христианкой. Для ускорения дела Константин дал царице сопроводительное письмо к иерусалимскому патриарху Макарию.

Прибыв в Иерусалим, Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако главным делом было разыскать Крест Господень, что было совсем не просто, так как прошло уже немало времени. Местное население, будь то христиане или иудеи, не могло помочь чем-то существенным – никто не знал местонахождения Креста. Лишь спустя некоторое время удалось разыскать одного старого еврея, который рассказал, что Крест закопан там, где ныне стоит капище богини Венеры.

Сразу же после этого царица Елена повелела уничтожить это языческое святилище. После, совершив молитву, люди начали вести раскопки в указанном месте. Как говорит предание, вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят.

Однако после всех этих находок появилась новая проблема. Во время поисков было найдено три креста – два из них были теми крестами, на которых распяли разбойников, а вот один был Крестом Господа. Встал вопрос – какой именно? Царица Елена и патриарх Макарий положились на волю и милость Божию. Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Собственно, это событие и стало свидетельством обнаружения Честного и Животворящего Креста Господня.

После произошедшего чуда люди, пришедшие поклониться Кресту, попросили патриарха Макария поднять Крест, чтобы можно было его увидеть. В тот момент, когда патриарх начал поднимать святыню, верующие стали читать молитву: «Господи, помилуй». Как доносит до нас Предание Церкви, при обретении Креста произошло еще несколько чудес. Так, например, от своего недуга исцелилась одна тяжелобольная женщина. Еврей Иуда, который указал на место, где был закопан Крест, вместе с еще несколькими иудеями уверовал в Господа Иисуса Христа и принял Таинство Крещения.

Годом обретения величайшей христианской святыни стал 326 год от Рождества Христова. Заметим, что впоследствии Иуда, получивший в крещении имя Кириак, стал епископом Иерусалимским. В годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося возродить языческую веру, он принял мученическую кончину.

Равноапостольная царица Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Креста Господня и гвоздями. Император Константин повелел построить в Иерусалиме большой храм в честь Воскресения Христова, в который вошли и Гроб Господень, и Голгофа. Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года. На следующий же день – 14 сентября (27 сентября по новому стилю) – было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Необходимо также добавить, что в праздник Воздвижения Креста Господня вспоминается еще одно важное событие – возвращение святыни из 14-летнего персидского плена. В седьмом веке, когда императором Византии был Фока (602–610), персидский царь Хозрой Второй разбил войска ромеев (византийцев), разграбил Иерусалим и увез с собой Крест Господень. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, во времена правления императора Ираклия (610–641). Ираклию удалось разбить армию царя Хозроя и договориться с его сыном о возвращении Креста Господня в Иерусалим. Произошло это в 629 году.

Примерно в 638 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, Крест Господень был разделен на несколько частей, которые разошлись по разным странам христианского мира . Где-то таких частей сохранилось больше, где-то меньше, но в любом случае, Господь даровал возможность каждому христианскому народу получить свою часть общей для всех святыни.

Икона Воздвижения Креста Господня

Поскольку иконография праздника посвящена в первую очередь Честнейшему и Животворящему Кресту Господню, то, естественно, он и является центральным изображением на иконах данного типа.

Есть несколько вариаций иконографии этого праздника. Общая композиция иконографии связана с событием обретения Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 326 году. На переднем плане, на полукруглом амвоне (возвышении), изображается святой Патриарх Иерусалимский Макарий, который по обретении истинного Креста Господня воздвиг его на обозрение всех верующих.

По бокам от патриарха Макария, как правило, изображаются служители Церкви (диаконы), которые помогают ему воздвигнуть Крест Господень (иногда они изображаются с кадилами в руках или поддерживающими патриарха Макария под руки). Также в окружении патриарха (только ниже) изображаются верующие, которые взирают на воздвигнутый Крест.

По краям иконы праздника по традиции изображаются святой равноапостольный император Константин Великий и равноапостольная царица Елена – главные инициаторы поиска, обнаружения и установления праздника в честь Честного и Животворящего Креста Господня.

На заднем плане изображается храм. В зависимости от традиции это может быть либо большой одноглавый храм, либо собор святой Софии Константинопольской. Во втором случае весь сюжет иконографии Воздвижения Креста Господня связан тогда уже не с Иерусалимом, а с Константинополем – а именно, с днем установления праздника 27 сентября.

Молитва перед иконой праздника Воздвижение Креста Господня

"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь".

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь".

Акафист Воздвижению Честного Креста Господня

Какой церковный праздник приходится 27 сентября 2019 года? В этот день православная церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь – попразднества (с 28 по 4 октября). Воздвижению предшествуют суббота и Неделя перед Воздвижением (воскресенье).

Этот православный праздник установлен 14 сентября (27 сентября по новому стилю) 335 года, на следующий день после освящения храма в честь Вознесения Христова, построенного в Иерусалиме по повелению Равноапостольного императора Константина. Подобная дата в католичестве приходится на 14 сентября.

В честь чего 27 сентября отмечается православный праздник

Расскажем подробнее, какой церковный праздник 27 сентября отмечают христиане. История его такова. Император Константин первым из римских императоров принял решение прекратить гонения на христиан.

Согласно легенде, он увидел в небе Божье знамение – крест и надпись «Этим победишь». Чтобы выполнить Божью волю, Константин отправил на поиски Креста Господня в Иерусалим свою мать, царицу Елену.

В 326 году ею были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Понтия Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Узнав о великом событии, здесь собралось множество христиан. Они просили показать им святыню, и чтобы всем было видно ее, патриарх Макарий, встав на возвышенности, несколько раз воздвиг (поднял) Крест Господень. Увидев его, люди кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!» С обретением этой реликвии люди вновь получили возможность поклоняться христианским святыням.

Император Константин воздвиг в Иерусалиме над этим местом величественный храм, о котором было сказано выше. Он строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. В нем и поныне хранится часть Креста Господня.

C VII века с праздником 27 сентября также стали соединять память о возвращении византийским императором Ираклием Животворящего Креста из Персии. После войны Крест находился в Персии 14 лет, после чего был возвращен христианам.

Как проходит церковный праздник 27 сентября?

За несколько веков сложились его традиции. В Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и приходах – по благословению правящего архиерея. Это богослужение проходит на утрене.

Кульминационным моментом православного праздника 27 сентября становится вынос Креста первенствующим священником или епископом в фиолетовом облачении. Священнослужитель пятикратно осеняет Крестом храм и возвышает Крест на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток).

Паства целует святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Крест остается на аналое до 4 октября – дня отдания Воздвижения, отмечаемого особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства; затем священник уносит святыню в алтарь.

Верующие возносят молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня, которая помогает обрести силу духа. К ней обращаются о даровании милости Божьей в различных испытаниях. В прежние времена говорили, что если с верою помолиться на Воздвиженьев день, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.

Также к этому празднику принято устанавливать кресты на строящихся храмах, святить небольшие церкви и часовни.

Что можно и чего нельзя делать на православный праздник 27 сентября

Согласно церковному уставу, на Воздвижение соблюдается строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Пищу можно заправлять только растительным маслом. Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов, а на тех, кто не постится в этот день, семь грехов воздвигнется.

Как и в другие церковные праздники, верующим нельзя выполнять работы по дому – делать ремонт, уборку, шить, вязать, вышивать и т. п. Также нельзя ссориться и ругаться с кем-либо, особенно с близкими людьми, иначе отрицательная энергия вернется людям втройне.

Церковные традиции этого праздника тесно переплелись с народными, которые соблюдали наши предки. Верующие рисовали чесноком, углем, мелом или вырезали ножом кресты на дверях своих жилищ, притолоках или матицах (толстых балках, располагавшихся поперек зданий).

Небольшие деревянные крестики клали в ясли скоту. Кресты считались оберегами, которые защищали дома, людей и животных от действия злых духов.

Наш рассказ про церковный праздник, который отмечают 27 сентября, будет неполным, если не упомянуть о языческих традициях, сохранившихся с незапамятных времен.

В этот день нельзя было ходить в лес, чтобы не повстречать лешего, который устраивал осмотр своих владений, и не быть укушенными змеями. Считалось, что в этот день они сползаются со всех сторон, чтобы уйти в землю до весны. Чтобы змеи не заползли в дома, люди крепко-накрепко закрывали ворота.

Было запрещено переходить странные следы, увиденные на земле, так как их могла оставить лесная нечисть. Говорили, что кто эти следы перейдет, тот в скором времени тяжело заболеет.

Также отмечались «овинные именины» – именины духа, живущего в овине. Чтобы не потревожить его, в овине не проводили работы; овиннику оставляли какое-либо угощение.

В этот день не стоит начинать новые дела, давать взаймы и одалживать деньги, чтобы не потерпеть убытков. Увидев птиц, которые улетают на юг, можно загадать желание, которое непременно сбудется.

Православный праздник, приходящийся на 27 сентября в народе также назывался «Капустницами». Ему было посвящено множество пословиц и поговорок:

  • «Воздвиженье – капустница, капусту рубить пора»,
  • «То и рубить капусту, что с Воздвиженья»,
  • «На Воздвиженье первая барыня – капуста»,
  • «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло» и другие.

Было принято заготавливать капусту на зиму, устраивать молодежные осенние вечеринки, которые назывались «капустниками». Нарядные девушки ходили к подругам в гости рубить капусту, работа сопровождалась песнями и веселыми разговорами. После этого начинались гуляния, которые нередко приводили к свадьбам на Покров Пресвятой Богородицы.

Нам осталось добавить, что с православным праздником, отмечаемым 27 сентября связано множество погодных примет. Считается, что осень в это время передает свои права зиме. Если в день праздника дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду летом.