Ацтеки считали что цветок указывает на золото. Ацтеки

  • Разного рода украшения всегда сопровождали жизнь человечества вне зависимости от народа, культуры и эпохи. И, несмотря на варварскую культуру ацтеков, населявших современную Мексику в первой половине 2 тысячелетия нашей эры, местным жителям удалось создать немало прекрасных и монументальных вещей. Именно сокровища ацтеков и привлекли европейских завоевателей. Ацтекские мастера изготавливали шарики из горного хрусталя, яшм и ониксов, зодчие возводили огромные храмы и дороги, по своему качеству не уступавшие римским.
  • Также ацтеки очень любили золото, однако не относились к нему с той алчностью, которая была свойственна народам Европы и Азии. Золото было очень распространенным металлом среди ацтеков - им украшались города, различные изделия. Храмы были буквально усыпаны золотом, так как ацтеки считали своим главным божеством Инти, бога Солнца, и золото своим сиянием олицетворяло для ацтеков Солнце. При этом ацтеки были знакомы с медью и серебром, хотя и не стали использовать металл для создания рабочих инструментов или оружия, предпочитая дубинки, усеянные острыми кусками обсидиана.
  • Жители страны ацтеков использовали золото для создания нагрудников, подвесок и прочих украшений. На них наносился бесконечно повторяющийся орнамент, состоящий из идентичных геометрических фигур. Золотые пластины с использованием резных деревянных колодок превращали в маски, которые надевались на лица умершим - так ацтеки связывали их с Солнцем. Служители храмов, члены правящего совета и другие представители высших сословий использовали золотую посуду, и украшали свои жилища, резиденции и храмы листовым золотом. Не удивительно, что европейские захватчики просто потеряли разум, столкнувшись с таким великолепием. Вскоре после открытия Америки в Европе золото практически обесценилось из-за огромного импорта драгоценного металла с «Новой земли».
  • При этом золото ацтеков для них самих не имело какой-либо социальной или финансовой ценности. Ацтеки отличали его только из-за своих религиозных убеждений, и ценили за то, что оно хорошо поддавалось обработке, и совершенно не страдало от негативных воздействий окружающей среды. Хотя большая часть золота все же была увезена конкистадорами из ацтекских городов, до сих пор исследователи находят усыпальницы, полные золотых изделий времен ацтеков.

В начале XV в. после упорной борьбы отдельных племен в долине Мехико воз­никло ацтекское государство, главный город которого Теночтитлан («плодовое де­рево, которое растет из камня»), или Мехико («место Мехитли»), был основан на небольшом острове посреди соленого озера Тескоко. Легенда гласит, что по веле­нию верховного бога Мехитли, или, как его чаще называли, Уицилопочтли, ацтеки должны были поселиться там, где они увидят орла, сидящего на кактусе и пожи­рающего змею. Завоевав обширные территории, ацтеки создали могущественную империю, основанную на насилии и пропаганде войны. Их кровавые обьгааи были связаны с представлениями о том, что человечество пережило четыре эры, связан­ные с богами солнца и окончившиеся катастрофами, и живет в пятую, отсрочить конец которой можно, сохраняя силы и молодость бога солнца и других богов с по­мощью «чудесной жидкости» - крови погибших воинов и жертв. Смерть, таким об­разом, порождала жизнь и воспринималась как средство поддержания космическо­го порядка и всеобщего благоденствия. Неслучайно в ацтекской поэзии воспевалось жертвенное служение богу солнца и войны:

Не сокрушайся ты, мое сердце: в сраженьи

смерти ищу я от острого обсидиана!

Слушай, о воин: в сраженьи

смерти ищу я от острого обсидиана.

Наши сердца только гибели ищут в сраженьи.

Основанный на этих верованиях ритуал жертвоприношения выглядел так: спер­ва воины-ягуары и воины-орлы 1 у подножия пирамиды около жертвенника выры­вали у жертвы сердце, а верховный жрец возлагал его к ногам идола, стоящего на вершине стилобата у входа в храм; затем жрецы поднимали труп к храму, собира­ли кровь жертвы и обмазывали ею рот идола; после чего труп сбрасывали со сту­пенек храма и мясо жертвы съедалось либо его хозяином, если это был раб, либо воином, захватившим жертву в плен, если это был военнопленный. Массовые че­ловеческие жертвоприношения носили нарочито театрализованный характер и со­провождались, игрой на обрядовых инструментах, пением и ритуальными танцами. Например, песня-танец воина, захваченного в плен и ожидающего участи жертвы:

О барабанщики, о игроки на флейте,

начните песню флейт и барабанов!

Звучи, напев, то громкий, то чуть слышный,

и гулкий барабан киче бесстрашных!

Играйте танец пленника,

моих родных долин и гор великий танец!

Играйте ж так, чтоб задрожало небо

от звуков, чтобы сотряслась земля!

Мое чело, моя глава склонится,

когда достигнет солнца топот ног моих,

когда я буду танцевать,

рабынями, рабами окруженный,

размеренным и величавым шагом


под небом, на земле, здесь перед вами!

1 Воины-орлы и воины-ягуары - объединения знатных воинов, костюмы, щиты и шлемы которых воспроизводили отличительные черты орла и ягуара.


О барабанщики, о звонкие флейтисты,

пускай пребудет с вами небо и земля!

О небо, о земля,

не принесли свободы мне и счастья

ни воинская доблесть, ни отвага!

Искал пути под небом я бескрайним,

искал дорогу на земле широкой,

топча траву, топча чертополох.

Но ни моя решимость, ни отвага не помогли мне...

Увы, о небо, горе мне, земля:

коль суждено, что должен умереть я,

что должен встретить смерть под небом, на земле,

то почему не стать мне этой белкой,

вот этой птицей - тем, кто умирает

на ветке дерева, для них родного,

на милых и родных для них побегах,

там, где они находят пропитанье

под небом, на земле?

О вы, орлы! И вы, о ягуары!

Теперь ко мне спокойно подходите,

вершите то, что должно совершиться!

Пусть зубы ваши и кривые когти

со мной покончат сразу!

Ведь я - великий воин, что пришел сюда,

от гор своих, родных долин!

Да будут с вами небо и земля,

о вы, орлы! И вы, о ягуары!

Этот ритуал отразился и в рукописях. Поскольку существование и расцвет го­сударства ацтеков были целиком основаны на военном могуществе, их столица представляла собой цитадель на неприступном укрепленном острове. Для сооб­щения с материком служили три массивные дамбы, прорезанные в нескольких ме­стах каналами. Подъемные мосты через каналы поднимались в случае опасности. Теночтитлан имел правильную планировку и тоже был испещрен каналами. Цен­тром города являлась прямоугольная площадь, стороны которой образовывали три дворца правителей и храм верховного божества - бога войны Уицилопочтли. Ос­новные архитектурные приемы ацтеки заимствовали у майя. Храмовый ансамбль так же, как у майя, имел форму большой ступенчатой пирамиды. Возвышавшие­ся на ее усеченной вершине две деревянные постройки были украшены монумен­тальными статуями богов. Статуи носили весьма абстрактный и условный харак­тер. Образцом изощренного символизма в культовой ацтекской скульптуре может служить двусторонняя базальтовая статуя богини земли Коатликуэ («одетая в одеж­ду из змей»), матери Уицилопочтли.

Согласно легенде, дева Коатликуэ зачала от упавшего с неба шара из перьев и родила
ацтекского бога солнца и войны уже готовым для сражения, в боевой раскраске:
Со щитом от девы рожден С неба, чей свод высок,

вождь, чьи сильны полки, как луч из-за вышних скал,

был выношен девою он, из перьев блестящих клубок

чьи удары - с левой руки. в девичье лоно упал.

Утренний храм мела, С копьем, со щитом был рожден

не знала, что будет с ней, боец, чьи движенья легки,

не ведала, как зачала, был выношен девой он,

и стала царицей людей. кто так меток с левой руки.


Поскольку Коатликуэ являлась богиней земли и смерти, каждый элемент статуи должен был подчеркнуть в глазах ее почитателей те благодетельные и страшные силы, которыми она повелевала. Поэтому статуя лишь общими очертаниями на­поминает человеческую фигуру; она составлена по принципу строгой симметрич­ности из початков маиса, связок бобов какао, черепов и ладоней людей, когтистых лап и клыков ягуаров, извивающихся змей, перьев, плетенок самых различных ви­дов. Статуя, предназначавшаяся для одного из главных храмов Теночтитлана, на­ходилась на вершине пирамиды и с обеих сторон воспринималась как обращенная к зрителям, принимавшим участие в религиозных процессиях.

Такой же отвлеченный символический характер носило и изображение одно­го из главных божеств - Кецалъкоатля, «светлого» бога ветра, утренней звезды. Его образ, единственный в мифологии ацтеков, соотносится с реальным «культур­ным героем». Как рассказывают легенды, Кецалькоатль был вождем белых людей, высадившихся в Центральной Мексике в X в., который научил местное население - тольтеков - навыкам ремесла, культивированию маиса, составлению календаря:


Народ Кецалъкоатля, тольтеки, был многоопытен средь народов.

Все им давалось легко и просто: камень бесценный они гранили, золото плавили и отливали, дивные делали украшенья из птичьих перьев они.

Были тольтеки очень богаты, было еды у тольтеков вдоволь: тыквы - так говорит преданье -были толстыми и большими; как жернова початки маиса;


хлопок красивый тольтеки растили разных цветов и разных оттенков: красный, желтый, зеленый хлопок, розовый, голубой и синий, светло-зеленый и темно-зеленый, рыжий, оранжевый и лиловый; сам по себе он так был окрашен, ярким таким вырастал он в поле, никто не красил его.

Эту сноровку в трудах каждодневных, многообразье искусств и ремесел, все их уменье, всю их мудрость им Кецалькоатль дал...


Культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке; он стал верховным богом, творцом мира и людей, основателем культуры, научившим лю­дей обрабатывать драгоценные камни, вычислять даты по движению звезд, созда­вать мозаики из перьев. В пиктографических рукописях и скульптуре Кецалькоатль изображался змеем, покрытым зелеными перьями, что напрямую соотносилось с его именем - коатль (змей), покрытый перьями священной птицы кецаля. Змея сим­волизировала землю, перья - небо. Ему никогда не приносились человеческие жерт­вы - только цветы, и гимны, сопровождавшие ритуал жертвоприношения, тоже, ка­залось, были сотканы из цветов:


Яркость цветов, песнопения празднеств

он источает - слушайте, люди!

Дом его пышный во мхах воздвигнут,

дом его бабочками наполнен,

света полна его песнь.

Яркий цветок на сияющем троне,

песнь его сеет цветы. Блаженство!

Флейты цветущие ждут его в доме,

труб ликованье и песнопенье,

счастье в доме живет.


В доме, увенчанном ахрой 1 цветущей и водяными цветами одетом, ты, жизнедатель, на ложе мягком из вечно цветуще го мха! Пахнет маисом красный цветок твой, в Мехико, здесь, раскрывает он венчик, бабочки мед золотой впивают, пьют его птицы, схожи с орлами, дом твой в цветах водяных из яшмы, как из золота солнца, из ахры яркой.

1 Ахра - тропическое плодовое дерево


Кружат цветы и звенят колокольцы - Яркий упал изумруд на землю -

это твой барабан, повелитель. цветок родился - родилась твоя песня!

Красный цветок ты из огненных перьев, Если в Мехико будешь петь ты -

в Мехико, здесь, раскрывающий венчик, солнцу над ним сиять.

миру даешь ты благоуханье,

им наслаждаются люди мира.

Восприятие красоты и многообразия природы у ацтеков было настолько востор­женным, что вызвало к жизни такой необычный жанр их поэзии, как песни-цветы, наполненные радостью, восхищенным любованием миром, стремлением наслаж­даться бытием:

Спрашиваю сердце: посоветуй, где найти цветов дивно душистых?

У кого спросить? Блестку-изумрудинку-колибри, птичку-муху? Или золотинку-муху? Кого? Может, им известно, где раскрылись

венчики цветов дивно душистых? Кинусь в лес сине-зеленых елей и цветов огнистолепестковых. Там под гнетом рос лучеобильных

венчики к самой земле пригнулись, радуя своими лепестками. Здесь они, цветы: не говор гор -песню их священную я слышу около реки зеленоструйной, у ключа с лазурного водою. Он поет средь камешков, а вторят

птица-бубенец и пересмешник. Звон гремушек разукрашен птичьим

пересвистом, воздает хвалу владыке мира песенным узором. Я сбирал цветы в свою накидку, щедроароматные, усладу

сердца, и, цветы срывая, говорил я: «Этими прекрасными цветами я украшу самых благородных, всех наизнатнейших увенчаю, а потом я их повеличаю

песней, и ее услышит тот-кто-с-нами».

Центральный образ поэзии ацтеков -. цветы. Богатая и насыщенная цветовая гамма, составленная из переливающихся драгоценных каменьев- изумруда, нефри­та, обсидиана, золота, роскошного оперения колибри, фазана и кецаля, яркой рас­краски бабочек и мушек, делает ее необычайно красочной:

Вот он - цветок, вот она - песня;

золото лью, изумруды сверлю я,

их оправляю: вот моя песня!

Счастлив, кто песню шлифует, как камень,

чтоб сияла, как щит с опереньем кецаля!


Чтят тебя вровень с божественной птицей с красно-пламенной, с зелено-синей; сердцем возрадуйся, пей многоцветье, песню впивай из ярких рисунков. Ты простираешь крылья кецаля, в черном, в зеленом ты оперенье, о птица лиловая с красной шеей, цветок ярко-желтый слетел на землю -пей его мед!

– цветок, который своей красотой возбуждает страсть и толкает на безумные поступки. Этот цветок был свидетелем жертвоприношений и доводил императриц до приступов гнева.

Давайте перенесемся в штат Нью-Йорк на Лонг-Айленд – здесь происходило действие бессмертного романа Скота Фицджеральда "Великий Гэтсби”. На Лонг-Айленде находится и дом Вильяма Коулфа. В 1944 году Вильям Робертсон Коулф за один доллар передал штату Нью-Йорк и свой дом, и свои прекрасные сады с самой большой на Северо-востоке коллекцией георгин. Условие было одно – их нужно было использовать для пропаганды садоводческих и сельскохозяйственных знаний.

Сегодня во владениях Коулфа находится самая крупная на атлантическом побережье коллекция георгин. Она расположена в мемориальных садах Пола Каллахена. Пол Каллахен – это известный садовод, который был инициатором возрождения георгинов во владениях Коулфа в 80-х годах. Он всегда был членом общества любителей георгинов, и после его смерти само общество и прекрасные цветники внесли большой вклад в дело сохранения этого цветка. Сегодня за садами, которые являются главной достопримечательностью этих мест, ухаживают члены этого же общества – любители георгин.

Теперь побываем в Мексике. Мексика – страна богатой культуры, окутанная загадками и тайнами. Сегодня национальный цветок Мексики – это георгин. во всем мире считают его ярким, удивительно разнообразным и динамичным цветком. Ацтеки называли георгин водной трубкой. Это название цветок получил за свой полый стебель. Древовидные разновидности этого растения использовались для того, чтобы доставить в дом воду из реки или источника. Некоторые из этих стеблей достигают 6 метров в высоту. Ацтеки были искусными фермерами и садоводами, но обычные люди выращивали георгины для боле прозаичных целей. Их корнями кормили домашний скот, а порошок, полученный из корня георгина, служил лекарством при болезнях мочевого пузыря.

Но история цветка на этом не заканчивается. В мифологии ацтеков этот цветок занимает почетное место как участник важных церемоний. Он навсегда связан с самыми кровавыми обрядами в истории человечества. Согласно мифам ацтеков, женщина-змея родила бога войны. Он родился в короне с мечом в форме листа агавы и красным цветком. Алый георгин дал ему силы рычать и жажду крови. С той поры ацтеки принесли в жертву сотни тысяч мужчин, женщин и детей этому богу войны. Они вырывали их сердца и клали их на камень, окруженный георгинами. Эта кровавая история завершилась навсегда с прибытием первых испанских исследователей, которые подчинили себе коренное население и стали вывозить местную почву к себе в Испанию. В этой почве были семена самых разных растений, в том числе и георгинов.

Семена георгинов были привезены в Испанию в конце 18 века. Цветок был назван в честь шведского ботаника. Испанцы надеялись, что корни этого растения можно будет употреблять в пищу. Однако после множества экспериментов оказалось, что они съедобны, но не вкусны. В 1804 году общество садоводов во Франции, Германии и Британии начало пропагандировать георгины и вскоре георгиновая лихорадка захлестнула всю Европу.

Самой известной историей в этом ряду, можно назвать случай с императрицей Жозефиной во Франции. Она очень любила эти цветы, выращивала их в своем саду, где было представлено все разнообразие цветов и сортов георгинов. Она ревностно охраняла их, желая сохранить их только для себя. Однажды ночью неизвестная дама подкупила садовника императрицы, чтобы заполучить несколько этих запретных растений. Жозефина разоблачила вора, выслала даму из Парижа, уволила садовника и уничтожила всю коллекцию георгинов.

1. В поисках прошлого

В долине Мехико племена, занимавшиеся охотой и рыболовством, появились за 20 000 лет до н.э. К 5000 г. до н.э. полукочевые племена стали выращивать кукурузу, плести корзины и делать глиняные горшки. В 1500 г. до н.э. крестьяне жили в хижинах из необожженного кирпича. 300 лет спустя появилась цивилизация ольмеков. Ольмеки были первыми в цепи цивилизаций этого региона.
Не зная колеса, не имея лошадей, местные обитатели создали особый образ жизни, который получил наивысшее воплощение в империи ацтеков. Ольмеки изобрели иероглифы и календарь, создали сеть коммуникаций и торговли. Первая великая цивилизация региона запечатлела себя в скульптурах.
К 1000 г. н.э. господство над регионом захватил город Теотиу-акан и держал его до 750 г. н.э., когда большая часть города была разрушена и сожжена племенами. Появились новые города, среди них — Тула, но и она прекратила свое существование к 1200 г.
Позже всех в долину Мехико пришли ацтеки, полукочевое племя «чичимсков». Во время странствий они несли своего бога Уици-лопочтли, которому приносили человеческие жертвы. Согласно преданию, он приказал им построить город в том месте, где орел сядет на кактус. Это знамение явилось им на болотистом острове посреди озера Тсцкоко приблизительно в 1325 г. Там ацтеки и построили свой город Теночтитлан.
Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до высочайшей цивилизации что подтверждает обнаруженный в 1790 г. под центральной площадью Мехико календарь ацтеков. Это не просто календарь — на нем изображены общемировые события, они указывают не только на прошлое, но и на то, что ожидает вселенную в будущем. Ацтеки считали, что живут во время 5-й, последней, эпохи, 4 предыдущие уничтожены ураганом, вулканическим огнем и ливнем. Конец света они приурочили к дате «4 — Движение», однако для них конец света начался гораздо раньше, чем ожидалось, — вместе с прибытием Кортеса в 1519 г.
Старый испанский солдат вспоминал тот день 1519 г., когда он впервые увидал сады Монтесумы, правителя ацтеков: «Мы вошли в парки и сад, изумительное место. Я не уставал замечать разнообразные деревья и ароматы, источаемые каждым из них; вдоль тропинок густо росли розы и другие цветы, был пруд со свежей водой. Все вокруг блестело, все было украшено каменной резьбой и росписями удивительной красоты. Было там и множество птиц, различных пород и видов, прилетавших к пруду. Я не верил, что в мире могут быть открыты еще какие-нибудь земли, как эта. Теперь все лежит в руинах, разрушено и ничто не сохранилось целым», — писал с ностальгией и тоской Берналь Диас дель Кастильо, ветеран, участвовавший в завоевании Мексики .
К 1519 г. — 1-му году Камыша, согласно ацтекскому календарю, — болотистое озеро Тецкоко было покрыто густой сетью зданий, великолепными храмами, дворцами, домами знати и общественными площадями. Вокруг них теснились многочисленные жилища ремесленников, купцов, крестьян. Теночтитлан, где проживало около 200 000 жителей, являлся центром обширных земель, над которыми беспощадно властвовали ацтеки. От покоренных народов они требовали драгоценные камни, медь и золото, шкуры животных, съестные припасы и т.д. Ацтеки ежегодно требовали людей для человеческих жертвоприношений богу дождя Тлалоку и богу войны Уицилопочтли.
Прежде чем стать повелителями долины Мехико, ацтеки почти столетье претерпевали мучения. Согласно легендам, их предки в свое время получили божественный приказ покинуть свою родину — остров, на котором они вели райскую жизнь. Это место называлось Ацтлан. Пробродив более 100 лет по пустыне, голодая, ацтеки, т.е. «люди Ацтлана», пришли в густонаселенную долину, подчинили себе десятки городов-государств.
Обладая социальной сплоченностью, воинским мастерством, способностью принимать культуру других пародов, ацтеки гораздо быстрее создали цивилизацию, подобную тем, что процветали в Месопотамии и Египте несколькими тысячелетиями ранее.
Трагичным для этой цивилизации являлась ее обреченность. Когда в феврале 1519 г. Кортес покинул Кубу, где провел 8 лет, судьба ацтеков уже была предрешена. Диего Веласксс, губернатор Кубы, назначил Кортеса руководителем экспедиции по поиску новых земель с целью добычи рабов и сокровищ для Испании. Кортес проплыл вдоль побережья Юкатана, затем повернул на запад и высадился в Веракрусе. Здесь Кортес впервые узнал о сказочных сокровищах: Моптесума отправил несколько послов к испанцам, предлагал им щедрые дары, золото. Это побудило Кортеса двинуться с 400 солдатами с тропического побережья в горы, где они взяли город Тлашкал, воины которого предложили провести их к укреплениям ацтеков.
Кортес получал сведения от двух переводчиков — индианки по имени Марина, говорившей на одном из языков майя (науатле), и испанца Херонимо де Агилара, потерпевшего крушение и подобранного в Юкатане. Марина досталась Кортесу в качестве военного трофея в одной из стычек с индейцами.
Сам Моптесума давно ожидал прибытия вооруженных людей с востока: легенды предсказывали возвращение Кецалькоатля, который за несколько поколений до этого отплыл из Мексики на плоту из переплетенных змей, но обещал вернуться и заявить свои права на трон. По ацтекскому календарю, днем второго его пришествия был предсказан 1-й год Камыша; по странному капризу судьбы это и оказался год появления Кортеса в Мексике. Ошеломленный и испуганный, Моптесума приготовился расстаться со своей империей. Знамения убедили его, что ему суждено видеть табель ацтекской цивилизации.
Теночтитлан представлял собой впечатляющее зрелище: города и башни на воде, дамбы — прямые и ровные — вели прямо к городу. Чужеземцы спустились в столицу. «Они шли в боевом порядке, словно завоеватели, и пыль поднималась за ними с дороги, их копья сверкали на солнце. Одетые в железо с головы до ног, они пугали всех, кто их видел», — писал ацтекский свидетель .
Неподалеку от города испанские войска встретила царская свита. Слуги несли Монтесуму под изумительно богатым балдахином из зеленых перьев с запутанными золотыми и серебряными узорами и зелеными камнями, подвешенными для украшения. Великий Монтесума был богато одет, на ногах — сандалии из золота, а верхняя часть наряда украшена драгоценными камнями. Кортес спешился, приветствуя правителя, и подарил ему ожерелье из жемчуга.
Войдя в город, Кортес потребовал под страхом смерти от Моитесумы явиться в расположение испанцев Теночтитлан по величественности превосходил многие европейские города, включая Рим и Константинополь. Лишь в Лондоне, Риме и Венеции проживало населения около 100 000 человек, в Теночтитлане же обитало 200 000 жителей. Дворец Монтесумы был украшен росписью, барельефами, богатыми тканями, золотыми изделиями. В зверинце содержались почти все виды животных Центральной Америки, включая тапиров и ягуаров.
Шесть месяцев пробыли испанцы в городе. Кортес смог описать королю Испании Карлу V этот удивительный город. «В долине расположены два озера: одно озеро пресное, другое — соленое. Из одного в другое, а также из города в поселенья, расположенные по берегам озер, можно добраться, не ступая на землю, на лодках. Город имеет 4 входа, в каждый ведет искусственная дамба. Главные улицы очень широкие и прямые. Много широких мостов: могут пройти 10 лошадей в ряд», — писал Кортес. Он восхищался архитектурой храмов и жилых зданий.
Кортеса влекли мечты о богатстве, о славе. Власть над ацтеками Кортес старался приобрести хитростью и коварством: он не провоцировал ацтеков, используя Монтесуму. Однако он был вынужден вернуться на побережье. Временно командующий его войсками в Теночтитлане Педро де Альварадо дерзко напал на безоружных ацтеков во время их праздника. Пришедшему с подкреплением Кортесу не удалось смягчить гнев населения даже с помощью Монтесумы: его забросали камнями. Он был убит. Кортес потерял 800 человек и с оставшимися в живых покинул город. Но через 10 месяцев Кортес отомстил ацтекам, уничтожив две трети населения, а остальные сдались.
Сильная, богатая, быстро развивающаяся цивилизация, не достигшая еще своей высшей точки, исчезла. Кортес приказал опустошить город. Конкистадоры разбивали статуи, выламывали двери и окна, рушили храмы, грабили, жгли все, что горело. Голод и оспа ускорили гибель столицы.
Камни города пошли на строительство Мехико. Испанцы засыпали прекрасные каналы, делавшие город американской Венецией, осушили озера и разрушили «чинампы» — плавучие огороды, на которых ацтеки выращивали амарант, кабачки, маис. А церковь довершила дело: были разрушены храмы, искоренялось язычество ацтеков.
Через тысячу лет, во время строительства метро в Мехико, были обнаружены величественные статуи: 168-тонный бог дождя Тла-лока и другие. В 1862 г. в земле нашли огромную голову воина-ольмека, а позже — и остальные скульптуры

2. Религия ацтеков: особенности и смысл

Кортес и его солдаты были поражены особенностью храмов ацтеков: перед ними на особых подставках выставляли черепа врагов. Два конкистадора, пересчитав их, назвали число: 136 000. Пристрастие ацтеков обнаружилось и в другом: ступени, ведущие к высокой платформе Великой пирамиды, где жертвам вырезали сердца, почернели от крови.
Испанский историк Дуран, опираясь на сведения, предоставленные ему ацтеками, оставил описание жертвоприношения. «В ожидании жертв на вершине пирамиды стояли 6 жрецов, лица их были вымазаны сажей, а лохматые и длинные волосы подвязаны кожаными лептами. Они по очереди хватали жертвы, один жрец за одну ногу, другой — за другую, еще два — за руки. Потом жертву кидали на камень, где на нее набрасывался пятый и закреплял ярмо на шее.
Главный жрец разрезал грудь и с поразительной проворностью вынимал сердце. Теплое, дымящееся сердце поднимали к солнцу, и этот пар предназначался ему в дар. Потом жрец поворачивался к идолу и кидал сердце ему в лицо. Тело же сбрасывали со ступеней» .
В 1978 г. рабочие, рывшие канаву для нового электрического кабеля в центре Мехико, на глубине в 6 футов наткнулись иа огромный плоский круглый камень. Освободив камень от грязи и земли, увидели ужасное — расчлененное тело женщины с отрубленными руками, ногами и головой, вписанное в круг 3 м в диаметре. На женщине ничего не было за исключением драгоценностей и зеленого пояса с человеческим черепом. Археологи определили, что это Койлшаука — сестра Уицилопочтли, воинственного солнечного божества. Находка обнаружена была там, где прежде стоял храм, главное святилище ацтеков.
В одном из главных мифов ацтеков рассказывается, как Уицилопочтли решил отомстить своей сестре Койлшауке, богине Луны. Их мать, Коэтликуэ, родила кроме нее еще 400 звезд, после чего дала обет целомудрия. Однажды, когда она убиралась в храме на вершине священной горы, к ней подлетел клубок перьев и оплодотворил ее. Дети пришли в ярость, решив, что их мать нарушила обет. Койлшаука объединила их, и они решили убить мать. Однако один ребенок убежал и сообщил еще не родившемуся Уицилопочтли об их планах. Когда они приблизились к матери, солнечный бог выскочил в полном вооружении из утробы матери и порубил на куски мстительную сестру перед тем как преследовать остальных. Куски ее тела за исключением головы, он разбросал по всей горе. Миф образно отражает победу дневного света над Луной и звездами Найденный камень не просто запечатлел этот миф. Он помещался у подножья лестницы: на него сваливали тела жертв, когда их сбрасывали с жертвенного камня. Они падали в хаотических позах смерти, ударяясь об этот камень.
Конкистадор Бернам Диас дель Кастильо был свидетелем такого жертвоприношения и описал участь своих товарищей, попавших в плен к ацтекам. С того места, куда отступили испанские войска, можно было видеть пирамиду великого храма. Под ужасающий рокот священных барабанов, сопровождаемый завыванием раковин, рожков и трубоподобиых инструментов, Диас взирал на то, как пленников заставляют взбираться на вершину, чтобы принести их там в жертву: «Когда индейцы довели их до маленькой площадки, на которой стояли их проклятые идолы, они надели головные уборы с перьями на наших людей и заставили их танцевать перед Уицилопочтли; после того, как они протанцевали с предметами, похожими на перья, их уложили на довольно узкие камни, каменными ножами разрезали ИМ грудь и вытащили их бьющиеся сердца, предлагая их своим идолам, а тела кидали вниз, по ступеням, где их поджидали индейские мясники, которые отсекали им руки и ноги, а с лица сдирали кожу вместе с бородой, выделывали ее и хранили, чтобы использовать ее потом на празднествах, а мясо они поедали вместе с перцем» .
Никакая другая цивилизация не воспитывала такого стремления своих людей к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне. Жертвы, воины, погибшие в бою, женщины, умершие во время родов, — все они могли надеяться на самый высокий почет в загробном мире; все прочие четыре года скитались по подземелью, прежде чем достичь низшего уровня Земли мертвых, давали подарки Повелителю смерти и превращались в тени.
Жизнь ацтеки воспринимали как битву, полную страданий и крови. Новорожденному произносили символические слова: «Твой дом не здесь, ведь ты орел или ягуар — одинокий хищник. Здесь только твое гнездо. Война — твой удел. Ты дашь Солнцу пищу и питье», — произносила нараспев повивальная бабка. В таких образах ребенок знакомился с кровью. А бабка продолжала: «Возможно, ты заслужишь смерть от обсидианового ножа». Вместе с подаренным оружием воинам во время проводов в последний путь на поле сражения отдавали его пуповину, бережно сохраненную до этого.
Религия и была одной из основ воинственности ацтеков. Борьба Солнца с Луной и звездами повторяется каждую ночь, и поэтому силы божества должны восстанавливаться каждый день и, согласно представлениям ацтеков, для этого лучше всего подходит человеческая кровь, которую они называли драгоценной водой. Ученые подсчитали, что ацтеки приносили в жертву около 20 000 человек по всей империи: если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте.
Чтобы удовлетворить кровожадных богов, был необходим постоянный приток пленных, захваченных па поле боя. Воины, доставлявшие пленных, награждались особыми знаками отличия — накидками, головными уборами. Если на счету воина было четверо пленных, то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу.
Все мальчики получали военное образование. В 10 лет их стригли, оставляя один локон на затылке в знак того, что они вступают в ряды воинов. С 15 лет они посещали специальные собрания, где ветераны рассказывали о сражениях и обучали соответствующим пляскам и песнопениям. В курс обучения входила физическая подготовка: их заставляли таскать бревна из дальних лесов для вечного огня, горевшего в храмах.
Сначала юноша должен был только нести щит воина и наблюдать за сражениями. Затем группе в 5 человек поручалось захватить живым врага. Пленника приносили в жертву, а тело делили между юношами для ритуальной трапезы. Правое бедро и туловище доставалось тому, кто был самым храбрым, второму члену отряда доставалось левое бедро, правая рука — третьему и так далее...
С этого времени воин сражался в одиночку. Цель сражения была в том, чтобы выйти один на один с врагом и взять его в плен, причинив ему как можно меньше увечий, иначе он не годился для жертвенного обряда. Тех, кто не мог взять пленника, считали презренными.
Ацтеки не старались покорить завоеванные народы: они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врага. Только страх поддерживал поступление дани. Военная машина была безотказной. Вся энергия государства была направлена на увеличение военной машины, ибо ацтеки верили, что при создании мира боги отдали свои сердца и свою кровь Солнцу и поэтому люди тоже должны приносить подобные жертвы, чтобы сохранить миропорядок.
Хотя почти все их божества требовали регулярных жертвоприношений, более всего в них нуждался покровитель ацтеков, бог войны Уицилопочтли. Однако не только сердце было священной жертвой. Во время праздника плодородия и весны бог Шиле-Тотек также требовал жертвоприношений. С жертв сдирали кожу, и празднующие воины носили это жуткое одеяние на себе в течение 20 дней.
При раскопках храма в Мехико был найден так называемый Зал рыцарей Орла — это большое помещение с двумя прилегающими палатами и соединенное с двором коридорами; в комнатах стояли скамьи с рельефными изображениями воинов и змей.
Армия ацтеков, выстроенная в боевом порядке, представляла одновременно и прекрасное и ужасающее зрелище. Воины облачались в доспехи (стеганая пропитанная соляным раствором рубаха около 2 пальцев в толщину), поверх этой эффективной от стрел защиты воины надевали тунику, украшенную свисающими, подобно юбке, перьями, или плотное покрывало из толстой ткани. Благородные воины носили шлемы в виде голов хищных животных. Все воины имели щиты из тростника или огнестойкого дерева, усиленные кожей и украшенные орнаментом из перьев.
Офицеры несли штандарты, которые служили средствами связи и управления, крепко привязанные к их спинам специальными ремнями.
На вооружении были стрелы, пики, дубинки, копья. Ацтеки использовали своеобразную тактику ведения боя и выигрывали. К 1519 г. они завоевали 370 городов-государств. По мере расширения империи все большая роль отводилась жертвоприношениям. Если в увеличении числа убитых можно обвинить конкретное лицо, то им окажется Глакаемль, советник трех правителей Теночтитлана. Придя к власти во время непрерывного могущества ацтеков, он намеренно усилил культ Уицилопочтли и ввел в обычай дьявольские, жестокие и ужасные жертвоприношения, чтобы усилить власть ацтеков над другими народами.
Глакаемль приказал совершить особо чудовищный обряд, число жертв которого было так огромно, что испанец Дуран испугался, как бы его не обвинили во лжи, хотя он ссылался на заслуживающие доверия источники. «На рассвете вывели заключенных, предназначенных в жертву, и выстроили в 4 колонны, — сообщает он. — Чтобы убить все жертвы, понадобилось 4 дня, а потоки крови, стекающие по ступеням, были так велики, что пока достигали подножия... способны были испугать всякого» .
Ацтекский календарь изобиловал праздниками, и каждый сопровождался жертвоприношениями, ужасными по жестокости. Во время осенних празднеств, посвященных Матери-богине, покровительнице маиса, основного продукта питания ацтеков, приносили в жертву женщин. В священном танце им отсекали головы, словно початки кукурузы.
Воплощением божества считался и юноша, избираемый ежегодно для того, чтобы представлять собой Тескатлипоку, главу ацтекского пантеона. В течение всего года ему, облаченному в божественные одежды, воздавались высшие почести. Через год его приносили в жертву и незамедлительно выбирали нового юношу.
Богу дождя Тлалоку приносили в жертву детей, их покупали у родителей. Сохранились записи ацтеков о том, что разыскивают детей с двумя локонами волос, рожденных в определенный день, и за них предлагается высокая плата.
Богу огня Шиутекутли приносили жертву, сжигая ее, одурманив наркотиками и бросив в костер.
Одним из самых странных обычаев было подношение богам так называемых вымытых рабов. Этот обряд совершали торговцы. Торговец покупал раба или рабыню, обученных пляскам и пению. Он строил для этого раба специальное помещение, где позже тот и будет танцевать. Хозяин преподносил щедрые подарки торговцам и военным, которые уже принесли в жертву своих рабов, и отправлялся в паломничество. Вернувшись, хозяин начинал пышное празднество, главным действующим лицом которого был раб, одетый в прекрасное одеяние и увешанный украшениями. Затем раба отводили к жрецам по ступеням Великого храма, те вспарывали ему грудь и вынимали сердце. Тело возвращали хозяину, чтобы тот приготовил его и съел вместе с родственниками за праздничным столом. Так торговец повышал свой социальный статус и умножал успехи.
Людоедство подчинялось строгим правилам, поскольку жертвы становились божественными. Жертвы хладнокровно принимали смерть, убежденные, что на том свете их ждет почет.
Однако кровожадные боги не помогли ацтекам в их решающей схватке с завоевателями. Почти 500 лет прошло с тех пор, как на вершине Великого храма была принесена последняя жертва.
Мировоззрение ацтеков было одновременно и пессимистическим: все, что боги даровали людям, они могут в любой момент отобрать, особенно в Мексике. Здесь сезоны дождей сменяются засушливыми периодами, во время весь которых урожай мог погибнуть. Ацтеки, долгие годы скитавшиеся по пустыне, испытали все бедствия засухи. Они усвоили, что мир находится в состоянии неустойчивого равновесия и в любое мгновение могут разразиться ужасные катаклизмы. Чтобы избавить мир от потрясений, они регулярно угощали богов кровью.
По мере раскопок Великого храма археологи находили все новые и новые примеры исключительной набожности ацтеков. Был найден камень, на который укладывались жертвы, и множество богов высотой в человеческий рост, когда-то стоявших на вершине Великого храма.

3. Потребность в красоте

Истинный образ ацтеков, однако, нельзя понять, если говорить только о жестоких обрядах, совершаемых в Великом храме. Согласно миропониманию ацтеков, погибшие воины 4 года служат Солнцу, после этого их души возвращаются на землю в виде прекрасных птиц колибри, иволг или в виде бабочек. Они появляются на земле, чтобы пить сок цветов. Трудно себе представить большее противоречие: устрашающий образ ацтекского воина — бабочка.
Дело в том, что любовь к противоречию ацтеки уравновешивали глубоким почитанием красоты как в природе, так и в искусстве, непокорный характер сдерживая этическими нормами поведения и порядка. В основе этого лежала любовь к языку. Ацтеки считаются самыми искусными ораторами. И это заслуженно: в частных беседах, на общественных собраниях ацтеки рассказывали легенды о богах, героических предках и победах. От поэм до мифов — сохранилось множество записей местных жителей, обученных латинскому алфавиту испанцами.
Французский ученый Жак Сустель, посвятивший свою жизнь изучению цивилизации ацтеков, отмечает, что «турниры красноречия» были распространены как среди вельмож, так и среди простолюдинов.
Высочайшей формой искусства была поэзия, ею занимались во всех социальных кругах. Одним из самых известных сочинителей был правитель Тецкоко Несауалькойотль: его стихи пели долгие десятилетия по всей стране. «Страстно мое сердце жаждет цветов. Где мне найти такие прекрасные цветы, такие прекрасные песни? Земля не рождает таких, каких я ищу», — писал поэт.
Ацтекские правители носили два титула: «владыка людей» и «великий оратор». Власть Монтесумы II, как и его предшественников, держалась на воинской доблести и ораторских способностях.
Для простолюдинов местом для упражнений в ораторском искусстве был торговый центр города. В письме королю Карлу V Кортес писал, что в городе есть такая большая площадь, куда ежедневно приходит 60 000 человек, чтобы купить что-нибудь или продать, где можно купить решительно все, что производится в этой земле. Кортеса и его спутников удивил порядок, царивший на торговой площади: товары продавались в точно отведенных местах по длине, по количеству и никогда по весу. Денег не существовало, и некоторые товары выполняли роль средства обмена (какао-бобы).
Ацтеки строили «райские сады». Так, в 6 милях от столицы правитель Несауалькойотль построил загородное поместье дивной красоты. Вдоль склона горы террасами спускались сады, орошаемые многочисленными бассейнами и каналами. В ключевых местах вдоль дороги были расположены красивые купальни, очевидно, для омовения.
В искусстве ацтеки ценили ясность и реализм наряду с религиозным и церемониальным содержанием. Произведения искусства имели большую ценность еще и потому, что общество ацтеков не имело денег. Поэтому, что бы мастер ни делал, он правдиво передавал то, что есть. Если он делал черепаху, то она была похожа на настоящую: с похожим панцирем, с головой, которая как будто высовывается из-под него, с лапами, которые как будто движутся. Мастера изготовляли рыбок со всеми мельчайшими чешуйками.
Мастера изготовляли узорчатые сосуды для пульке, наркотического напитка, получаемого из растения магуэй и потребляемого во время определенных ритуалов.
Жизнь среднего горожанина проходила в труде. Женщины весь день пряли ткани, мололи зерно. Мужчины изготовляли горшки, дубили кожу, вырезали по дереву, строили, отесывали каменные блоки.
Элита украшала себя ожерельями, кольцами, гребнями. Уши прокалывали и носили в них диски-катушки, нос украшали золотыми бабочками. Для того, чтобы создать все эти изумительные изделия, мастера использовали литье по восковой модели. Глиняную модель покрывали воском, а затем угольной пастой, чтобы сделать форму для отливки. Когда форма затвердевала, ее нагревали, и воск из нее вытекал. Потом туда заливали металл, ждали, когда он остынет, и разбивали форму.
Хотя 500 лет тому назад подобных украшений существовало бесчисленное множество, лишь немногие дошли до наших дней. Испанцы, охваченные жаждой наживы, переплавляли их в слитки и отправляли на родину.
Правители и знать долины Мехико соревновались в мастерстве своих ремесленников, которые входили в профессиональные объединения. Эти объединения каждому определяли плату. Мастера жили в особом районе столицы, куда их привозили со всей империи.
Рабочие по металлу создавали украшения из золота и серебра, культовые предметы, делали медные иголки, крючки, сзерла, зубила и топоры. Каменотесы использовали медные орудия, воду и абразивный песок, чтобы преобразовывать необработанную бирюзу, обсидиан, аметист, сердолик и алебастр в изящные произведения искусства. Более всего ценились мастера, работающие с перьями. Они кропотливо подбирали друг к другу различные перья — зеленые кецаля, малиновые ара, синие попугаев — и создавали яркие головные уборы, туники, щиты, плащи.
Музыка сопровождала любое празднество ацтеков. На каждой церемонии должны были присутствовать профессиональные певцы и танцоры; им подыгрывали музыканты на различных инструментах — флейтах, свистках, раковинах, трещотках, сделанных из тыквы и палки, гонгах и барабанах. Танцоры увешивали себя ракушками, костями, медными колокольчиками, и во время танца все это радостно гремело.
После церемонии многие, как правило, оставались на пиршества в богатых домах; там они наслаждались музыкой, чтением стихов; специальные развлекатели, состоящие на службе у знати, разыгрывали разные сценки. Стихи читали под мерный ритм барабанов и мелодию флейты. Гости часто пели. Некоторые пускались в пляс. Но во дворце Монтесумы того, кто на празднествах сфальшивит или собьется с ритма, ожидала горестная участь: его заключали под стражу и «он умирал», как коротко сообщает историк Саагун.
Повара Монтесумы готовили ему обед из 30 различных блюд. Знать, конечно, не могла себе позволить этого. Бернардино де Саагун сообщает, что в меню ацтеков входили тритоны с желтым перцем, саранча с шалфеем, оленина с перцем чили, томаты, кабачки. Для особо торжественных случаев крестьяне выращивали индеек, охотники имели добычу — фазанов, уток, кабанов, но чаще охотились на кроликов, ворон, голубей. Озера давали рыбу и лягушек. Основные продукты тогдашней кухни — кукуруза, томаты, картофель, индейка, перец чили — сегодня распространились по всему миру. Яйца термитов и черви агавы до сих пор считаются в Мексике изысканным угощением.
Таким образом, величие и могущество ацтеков покоилось на повседневном труде простых людей, которые жили в глиняных хижинах, обрабатывали поля, рыли каналы, перетаскивали камни, выдалбливали лодки, создавали прекрасные украшения.
До нас дошло мало предметов от их цивилизации. Ацтеки сжигали мертвых, а не сберегали, как другие народы, в могилах, следовательно, до нас дошло меньше личных вещей, чем от других культур. Тем не менее археологи исследовали настенные росписи, орудия труда, оружие, керамику и каменные скульптуры. Антропологи изучили быт современных крестьян, сохраняющих некоторые обычаи своих предков. Наконец, сохранились «кодексы» ацтеков с замечательными иллюстрациями.
Сегодня археологи и этнографы терпеливо, по кусочкам продолжают собирать разрозненное наследие, ацтеки возвращаются из небытия и занимают надлежащее место в истории цивилизаций.

Литература
Альперович М.С., Слезкии Л.Ю. История Латинской Америки: с древнейших времен до начала XX века. — М., 1991.
Ацтеки: империя крови и величия//Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. — М.: Терра, 1997.
История Америки. — М., 1981.
История Латинской Америки: В 2 т., 1991 —1992.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем специфика исторического пути ацтекской цивилизации?
  2. Какой представляется повседневная жизнь ацтеков?




Всем улыбаются распахнутые глазки…

Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов. Это – солнышко в миниатюре. И как завораживает взгляд целое поле подсолнухов, лепестки которых устремлены к солнечному свету!
Солнечный цветок имеет многовековую историю и обязан происхождением своего названия именно солнцу.

По-гречески подсолнух – гелиант – цветок бога солнца Гелиоса. Известен миф о безответной любви океанической нимфы Клитии к Гелиосу.
В течение долгого времени была она влюблена в бога солнца, но не могла ему в этом признаться. Каждый день Клития наблюдала за движением солнечного диска на горизонте, надеясь, что любимый обратит на нее внимание. К несчастью нимфы Гелиос заметил ее сестру – Левкотою. Совсем потеряла Клития связь с миром и желание жить...
Наблюдала она за Гелиосом, пока ее тело не иссохло и не превратилось в цветок с соцветием солнца на стебле, который следовал за любимым на протяжении всего дня.

О, Греция, поведай нам сегодня
миф о цветке, влюблённом в солнце...

Давным давно Клития, дочь Титана Океана,
влюбилась в Аполлона, Бога солнца и любви.
Прекрасного и лучезарного героя всех романов
и думы лишь о нём от ночи до зари.
И хочет нимфа счастье Аполлону подарить
и о сошедшей к ней любви секрет раскрыть.
Но Аполлон услышав эту речь, Клитию отвергает,
сестру её он нежно любит - Левкотою,
и обезумевшее с горя нимфы сердце,
другое долго мучает и убивает.
Забушевал тут Океан, забушевал!
И Клития ушла куда....никто не знал.
Так долго шла она, пока не стёрла ноги,
лишь сердце билось потихонечку в груди
и так печально тосковало от одиночества любви.
А позже на колени опустилась нимфа и приросла она к земле,
свой взор не убрала от Аполлона-солнца,
идя за солнечным лучом везде...
И превратилась девушка в Подсолнух цвет,
за солнцем следует по небосклону, ловя так жадно его свет!

Подсолнух – в солнце яркое влюблён,
В античных мифах "преданность" обозначает он...

Надя Ульбль

Этот миф о цветке имеет под собой научное обоснование. Ученые установили, что шляпка подсолнуха следует за солнцем на протяжении всего дня. За это отвечает фитогормон роста – ауксин. При недостатке солнечного цвета, ауксин накапливается в стебле растения, в результате чего возникают так называемые гелиотропные свойства – движение растений за солнечным светом. Однако подсолнух не все время следует за солнцем: когда цветок достигает своего максимального роста, то шляпка так и остается направленной на восток. Именно поэтому некоторые трактуют значение подсолнуха как символа преданности.

Считается, что подсолнух являлся травой откровенности. Многие в давние времена верили, что если положить подсолнух под подушку на ночь, то он вызовет пророческие сновидения, особенно если вас обокрали, то привидится лицо укравшего. Также подсолнечник, как его еще называли, использовали в благовониях для борьбы с нечистой силой. А чтобы вывести обманщицу жену на чистую воду, стоит принести в церковь мешочек с травой подсолнуха и тогда неверные супруги не смогут выйти из здания. Цветок помогал человеку проявить свои лучшие качества, оградиться от врагов, очень многие верили в добрую силу подсолнуха и сохраняли эту традицию несколько веков подряд.

По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом радости и оптимизма, а также - верности...

В Великобритании в викторианскую эпоху изображение этого цветка ткали на тканях, вырезали из дерева и ковали из металла.

В Италии поэты Эудженио Монтале и Габриэле Д’Аннунцио восхищались им в своих стихах, а на картинах Ван Гога подсолнухи - любимая тема.
Подсолнухи стали, своего рода, символом живописи Ван Гога. Первоначально художник писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена.
"Небесный свод - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского... Мне не удается написать нечто столь же прекрасное..."

Подсолнухи… Так маленький ребёнок
В простых явленьях видит чудо сказки…
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки…

Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложена такая в них сноровка,
Как будто сами скоро солнышками станут…

Они отважны, тучи – не помеха,
К лучам стремятся взглядом прикоснуться…
Поля исправит лето детским смехом,
Там скоро вновь подсолнухи проснутся…

История подсолнуха уходит своими корнями в третье тысячелетие до нашей эры. Исследования показывают, что уже в то время, еще до "одомашнивания" злаков, цветок культивировался североамериканскими индейцами. Семечки его ели, использовали в качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнуху, как священному цветку.

Американские индейцы тоже считали, что подсолнух священен. В Перу он является эмблемой бога солнца.

У ацтеков есть своя легенда о солнечном цветке

Cлучилась эта история очень, очень давно. Тогда в стране ацтеков жила маленькая прелестная девочка с красивым именем - Шочитль. На языке ацтеков это означало «цветок».

Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им. Когда вечером солнце заходило, она с грустью шла домой, живя мечтой о том, что завтра она снова его увидит.

Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день, и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это было невероятным счастьем.

Однако то, что было радостью для нее, обернулось страшной бедой для маисовых посевов: перестали тянуться вверх стебли, не тяжелели початки. Вдобавок перестали расти и фасоль с перцем. Без дождя страдали все растения, от жажды они поникли до самой земли.

Засуха привела к тому, что поля оставались бесплодными. От голода начали погибать люди.

Ацтеки ежедневно молились богам, прося дождь. Увидев все это, Шочитль поняла, отчего люди терпят страдания и голод. Чтобы вызвать дождь, она отправилась в храм Тонатиу - бога Солнца и обратилась к нему с мольбой. Она просила его спрятаться за тучи и спасти ее народ.

Молитва маленькой девочки дошла до бога Солнца Тонатиу. И вот уже все небо закрылось ковром из облаков. Пошел долгожданный дождь. Воды вылилось столько, что совсем было согнувшийся маис начал весело подниматься и все его початки набухли от крупных, полновесных зерен.

Всех вокруг охватила радость. Только бедная Шочитль загрустила: она страдала без столь любимого ею солнца. Без него она медленно угасала, но тут яркий луч пробился сквозь облака и повелел Шочитль идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы. Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу (что по-ацтекски значит «цветок солнца»).

Так прелестная девочка превратилась в прекрасный цветок солнечного цвета, с темной - совсем как ее волосы и глаза - сердцевинкой. Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по небу до самого заката...

С той самой поры в начале осени на всех полях, и особенно маисовых, начинают цвести эти золотые цветы. Индейцы ласково называют их шочитль-тонатиу, что в переводе означает... подсолнух.

Подсолнухи, вчерашние красавцы,
Вымаливают что-то у земли.
И им пожухлый, густо-бурый панцирь
На головы склонённые налип.

И тесно – ни прибавить, ни убавить
Твердеет в каждом семенная плоть,
Соединившись крошечными лбами,
Скопившими росу, как трудный пот.

Ещё вчера их рисовало солнце
Тонюсенькими кистями лучей.
Они смотрелись празднично и сочно
И были даже солнца горячей.

Сегодня ж всё так откровенно сохнет,
Что биться над разгадкой не берусь.
Смирившись с тем, что так же, как подсолнух,
Жизнь породивши, самоустранюсь.


В 16 веке солнечный цветок попал в страны Европы, из Северной Америки его привезли испанцы.
Сначала его использовали в декоративных целях: высаживали на клумбах, выращивали в палисадниках. Позже ученые селекционеры вывели из диких видов крупноплодный сорт подсолнуха, который славился высотой больше метра.
По прошествии двухсот лет в 1716 году открыли новую область использования подсолнуха: из него научились получать подсолнечное масло. В том же году англичанами был зарегистрирован патент на его изготовление. Еще через полвека растение начали выращивать для промышленных целей.
В нашей стране он впервые появился лишь в 18 веке, хоть и с большим опозданием по сравнению с другими странами, но все же дошла очередь и до нас познакомиться с этим растением. Привезли подсолнух к нам из Голландии.
Но стоит заметить один удивительный факт: на территории Подмосковья при археологических раскопках древних славянских городищ, которые относились к 5-7 векам до нашей эры, были обнаружены остатки семечек подсолнуха. А в одном из домов археологи нашли сосуды, на стенках которых сохранились остатки масла, по структуре похожего на состав современного подсолнечного масла. Возможно, растение каким- то образом появилось у нас гораздо раньше, и наши предки знали о нем и даже выращивали! Но позже оно ушло из обихода и о нем забыли.
Так или иначе, официальный отсчет пребывания подсолнуха на Руси начался со времен правления Петра Первого.
В течение первых сто лет жизни в России цветок заслужил всеобщее признание. Поначалу растение сажали на своем огороде для красоты, а «лузганье семечек» и перемывание косточек было самым любимым видом отдыха у всего купечества и крестьянства. Дворяне не жалели денег на покупку этого заморского цветка и далее обустройство им своих клумб. Его выращивали как экзотику даже у стен Кремля. Но сейчас же подсолнух можно увидеть абсолютно во всех уголках мира!

Во ржи катились медленные волны.
За синим лесом собирался дождь.
Каким-то чудом
Озорник-подсолнух
Забрел по пояс в спеющую рожь.
Он, словно шапку,
Тень на землю бросил,
Смотрел, как поле набиралось сил,
Навстречу чутким
Бронзовым колосьям
Едва заметно голову клонил.

Он бед не ждал.
Но этим утром светлым
Пришел комбайн - и повалилась рожь...
И то ль от шума,
То ль от злого ветра
По крупным листьям пробежала дрожь.

A комбайнер, видать, веселый малый,
Кричит:
- Эй, рыжий, отступи на шаг!-
И тот рванулся,
Да земля держала.
Не может ногу вытащить никак.

Он знать не знал, что в этот миг тревожный
Водитель вспомнил, придержав штурвал,
Как год назад
Таким же днем погожим
Он поле это рожью засевал.
Как счастлив был, что солнце плыло в небе,
Что пашня только начата почти,
Что с девушкой,
Стоявшей на прицепе,
Ему всю смену было по пути.

Вдруг, как назло,
Остановился трактор,
И, поперхнувшись, песню потушил...
- Отсеялись!-
Ругнулся парень.
- Так-то!
Видать, свинью механик подложил.
Он влез под трактор,
Поворчал уныло,
На миг забыв про спутницу свою.
И девушка-насмешница спросила:
- Ну, как там, скоро вытащишь свинью?-
А дела было самая-то малость.
И парень встал,
Скрывая торжество...
Она лущила семечки,
Смеялась
И озорно глядела на него.
И потому, что день был так чудесен,
Что трактор жил,-
Он улыбнулся вдруг,
Схватил девчонку,
Закружил на месте,
Да так,
Что только семечки из рук!
От глаз ее,
Еще испуга полных,
Свои не мог он отвести глаза...

Вот почему сюда забрел подсолнух,
Теплом руки спасенный год назад.

И вот дрожит он от густого гула,
Уже и тень на голову легла...
И вдруг машина в сторону свернула,
Потрогав листья,
Мимо проплыла.

Андрей Дементьев.

Букет с подсолнухами - это всегда радость, счастье, чудо. Это оригинальный сюрприз. Подарив такой букет своему близкому человеку, вы как будто бы подарите вместе с ним частичку солнечного тепла и света.

Приятно считать, что букет с подсолнухами дарят только молодым девушкам или очень близким людям. Но ведь на языке цветов букет с подсолнухами будет означать следующее: «Я восхищен тобой! Ты настоящее чудо!» Неужели найдется хоть кто-то, кто не мечтает услышать подобные слова?

Магическое применение подсолнуха тесно связано с его солнечным аспектом. Подсолнух считается сильным защитным растением, применяется дома и на улице.

Подсолнух из-за большого числа семян считается символом плодородия. Женщинам, желающим зачать ребенка, нужно есть подсолнечные семечки на растущей Луне. В славянских оберегах для дома в форме веничка семена подсолнуха означают детей.

Ритуалы, использующие подсолнух, направлены на привлечение в дом богатства, счастья и здоровья. Это растение приносит в дом ощущение летнего теплого дня, покоя и умиротворения. Подсолнух побеждает депрессии и печаль. Как растение, посвященное солнцу, цветок находит применение в магических обрядах поклонения всем солнечным богам.

По цветочному календарю он покровительствует людям, рожденным с 3 по 12 августа.
В Китае это растение считается магическим, способным отгонять бесовские наваждения. Оно символизирует долголетие.

Наделяют подсолнух способностью защищать от врагов, помогать человеку проявить свои лучшие качества, выдвинуться, занять почетное положение, способствует состояниям откровения.
Даже подсолнечное масло и семечки являются хорошим подспорьем против недобрых сил.

Если же посадить подсолнухи под окнами, количество мелких, досадных неприятностей резко пойдет на убыль.
В славянских традициях изображения подсолнуха встречаются на пасхальных крашеных яйцах, он символизирует материнство, жизнь и любовь к Богу.

Подсолнухи – спутники солнца, –
Лишь только займется рассвет,
Поднимут головки и молча
Кивают прохожему вслед.

В подсолнухах – отблески лета,
Июльского знойного дня
Подобны глазам твоим светлым,
Что нежно глядят на меня.

Максим Гольбрайхт

Подсолнух- символ благодарности. Именно солнцу он обязан своей красотой, поэтому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей.
Образы, возникающие из легенд о солнечном цветке, приближают Весну в наших сердцах. Света и тепла становиться больше, расцветают улыбки вокруг, радость заполняет мир.

Расцвел у нас подсолнух средь картошки,
Стоит красавец – выше банной крыши!
Такой весь из себя: на толстой ножке
И жёлтой головой слегка колышет.

И ведь удался молодец на славу!
Красивее, чем даже в детской книжке.
А моего соседа, панка Славу,
Так просто впечатлил своею «стрижкой».

Едва лишь встанет солнце – сразу всполох!
И мир как будто разом веселеет.
Казалось бы, пустяк! Простой подсолнух…
А на душе и чище, и светлее.

Такой картине место в галерее,
И чтоб смотреть под звуки колокольцев.
…Не только светит, но и душу греет
На огороде «маленькое солнце».


Материал взят из интернета.