3 социальная стратификация. Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т.е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:

1. то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);

2. приобретенный статус (трудовая деятельность);

3. то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).

Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация - это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» - естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» - проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) - это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.

Существует стратификация:

одномерная (группу выделяют по одному признаку);

многомерная (31

группа, имеющая набор общих признаков).

П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:

1. односторонние группы (по одному признаку):

а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);

б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);

2. многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс.

Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:

1. вертикальная и горизонтальная мобильность;

2. изменение социальной структуры;

3. появление новой системы стратификации.

Причем третий фактор - это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.

Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны. Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.

Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация» - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы), существующие в любом обществе. Термин «социальная стратификация» как научный оборот ввел Питирим Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Функционализм, в традициях Эмиля Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации.

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека среди других людей. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости.

Для обозначения всей картины различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому социальная стратификация является частным случаем. Это социальная дифференциация, показывающая различия между макро - и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, демографическим), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения). Данное понятие использовал Герберт Спенсер при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же типы взаимоотношений, но только наоборот.

Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование и престиж.

Доход (собственность) измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени.

Собственность, по определению, - основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства. Собственность может быть частной, групповой, общественной.

Образование измеряется числом лет обучения в школе или вузе.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть - это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения.

Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж.

Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Типы стратификационных систем

Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.

Социальная стратификация - это социальное неравенство между людьми, которое имеет иерархический характер, регулируется институтами общественной жизни. Характер социального неравенства и способ его утверждения образуют стратификационную систему. В основном стратификационные системы отождествляют с историческими типами общественного устройства и называют их: кастовая, рабовладельческая, сословная и классовая.

Для описания же социального организма в истории разных обществ будет рационально говорить о девяти типах стратификационных систем:

1. физико-генетическая. Разделение групп по естественным признакам (пол, возраст, сила, красота). Слабые обладают приниженным положением;

2. кастовая. В основе лежат этнические различия. Каждая каста имеет свое место в обществе, причем это место она занимает в результате выполнения этой кастой определенных функций в системе разделения труда. Социальной мобильности нет, так как членство в касте - наследственное явление. Это общество закрытое;

3. сословие-корпоративная. Группы имеют свои обязанности и права. Принадлежность к сословию часто наследуется. Существует относительная закрытость группы;

4. этакратическая. Неравенство зависит здесь от положения группы во властно-государственных иерархиях, распределения ресурсов, привилегий. Группы на этой основе имеют свой стиль жизни, благополучия, престижность тех позиций, которые они занимают;

5. социально-профессиональная. Важное значение здесь имеют условия и содержание труда (особые навыки, опыт). Иерархия в этой системе строится на сертификатах(дипломах, лицензиях), отражающих уровень квалификации человека. Действительность этих сертификатов поддерживается государством;

6. классовая. Различия имеются в характере и размерах собственности (хотя политический и правовой статусы одинаковы), уровне дохода, материальных благ. Принадлежность к какому-либо классу не устанавливается по закону и не наследуется;

7. культурно-символическая. У разных групп разные возможности получать социально значимую информацию, быть носителем сакрального знания (раньше это были жрецы, в новое время - ученые);

8. культурно-нормативный. Различия образа жизни и норм поведения людей ведут к различиям уважения и престижа (различие физического и умственного труда, манеры общения);

9. социально-территориальная. Неравномерное деление ресурсов между регионами, пользование культурными учреждениями, доступ к жилью и работе разный.

Конечно же, мы понимаем, что любое общество соединяет в себе даже несколько стратификационных систем, а представленные здесь типы стратификационных систем - это «идеальные типы».

Типы социальной стратификации

Социальная стратификация - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

1. при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2. при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV-ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х - ХIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

Социальная мобильность

Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холостяк - семьянином).

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

горизонтальная социальная мобильность;

вертикальная социальная мобильность.31

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.

Вертикальная мобильность - это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).

Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны. Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) - лишение званий, деградация.

Горизонтальная социальная мобильность - это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т.д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве. Существуют основные исторические разновидности миграций:

1. перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV - V в., разрушившее Римскую империю);

2. перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;

3. перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);

4. перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, - стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).

В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.

Можно сказать, что одним из условий нормального развития общества, его функционирования, свободного развития личности и утверждения принципов социальной справедливости является свобода социальных перемещений.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная.

Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».

Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % - банкира и биржевика, в 12 % - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П.А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.

Тема 6. Социология национальных отношений (Этносоциология)

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов.

Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.

Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.

Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.

Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах - отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.

Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то, что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.

В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.

Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека - существует свой стиль жизни. На это все влияет и движение мигрантов.

Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень - национальные территориальные общности.

Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима. Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.

Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

Одним из важных элементов социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос - это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т.е. все то, что называют культурой этноса.

Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы).

Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т.е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура).

Историки и социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения.

Свою точку зрения по вопросу об этнических общностях имел Л.Н. Гумилев: этнос - основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев рассматривал как взаимоотношения этносов, которые имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является неотделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России).

С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия - люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция - люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.

Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий.

Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки).

Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС).

Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа, знание языка коренной национальности.

Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.

Социология расселения изучает связь между социальным развитием людей и их положением в системе расселения. Расселение - распределение поселений по обитаемой территории, распределение населения по поселениям и, наконец, размещение людей в границах поселения.

Для социологии расселения принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил (развертыванием отношений в системе «общество - природа») и характером общественных отношений (сущностью связей и отношений в системе «общество - человек»). Расселение становится категорией социологии в конечном счете в силу трех причин:

1. вплоть до определенного исторического рубежа оно носит социально-дифференцированный характер;

2. факторы социально-экономического характера обусловливают функционирование расселения как совокупности территориально локализованных поселений;

3. соединение людей и оговоренных выше условий, т.е. проживание в тех или иных поселениях, становится предпосылкой для их объединения в социальные общности особого рода и тем самым для превращения в предмет социологии.

Наиболее глубоким выражением социальной дифференциации расселения является различие между городом и деревней. В основе этого различия лежит отделение ремесленного производства от земледелия. Обособление этих важнейших видов производства привело к отделению города от деревни. Разделение труда включает в себя и закрепление людей за определенными видами. Это распределение по видам труда, который всегда привязан к территории, рождает феномен поселения как места жительства.

Демография - это статистическое изучение человеческого населения (его численности и плотности, распределения и жизненной статистики: рождения, браки, смертные случаи и т.д.).

Современные демографические исследования рассматривают также демографический взрыв, взаимодействие между населением и экономическим развитием, влияние ограничения рождаемости, незаконной иммиграции и распределения рабочей силы.

Основные компоненты изменения численности населения немногочисленны. Закрытое население (когда нет процессов иммиграции и эмиграции) может изменяться согласно простому уравнению:

численность закрытого населения в конце определенного периода времени равна численности населения в начале этого периода плюс число рождений минус число смертей.

Другими словами, численность закрытого населения растет только благодаря рождениям и снижается только из-за смертей. В целом численность населения планеты является закрытой.

Однако численность населения континентов, стран, регионов, городов, деревень редко бывает закрытой. Если опустить допущение закрытости населения, то иммиграции и эмиграции влияют на рост и снижение численности населения так же, как смерти и рождения. Тогда численность населения (открытая) к концу периода равна численности в начале периода плюс рождения за этот период минус миграция из страны.

Следовательно, для изучения демографических изменений необходимо знать уровень рождаемости, смертности и миграции.

Этническая общность - группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса. (В некоторых языках, а нередко и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы.) Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура.

Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов и этносов.

Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Она включает бабушек, дедушек, отцов, матерей и их детей.

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды в свою очередь объединяются в свою очередь объединяются в кланы.

Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени кланы до сегодняшних дней сохранились в различных уголках мира (на Кавказе, в Африке и Китае, у американских индейцев). Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходит до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.

Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У нее обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство.

Конфликт - столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт - это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого, выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1. в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2. классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения(время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3. исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4. по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых - объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник - подчиненный, покупатель - продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых - отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные.

Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т.е. группы в конфликте не задействованы.

Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

С помощью понятия социальной стратификации (от лат. stratum - слой, расслоение) социологи пытаются описать и объяснить факт социального неравенства, соподчинснности больших групп людей, наличия социального порядка.

Общепринятым считается положение о вечности неравенства в обществе, о заданности различий между социальными субъектами, что в конечном счете оформляется в принятую в данном обществе систему иерархии, в которую включены все члены общества и относительно которой они действуют и оценивают свои и чужие поведенческие практики.

Социальная стратификация - это совокупность функционально связанных статусов и ролей (сведенных в страты ), отражающих вертикальную проекцию социальной системы, в свою очередь указывающую на неравенство субъектов в социальной иерархии. При этом понятие неравенства лишено этическо-оцепочпого характера (хотя это и сложно принять) и рассматривается как естественный и необходимый способ организации и функционирования общества. В этой связи абсолютное равенство оценивается как губительный фактор для социальной системы, хотя можно упомянуть несколько моделей всеобщего равенства, которые не несут гибели социальной иерархии, - это римское право («все равны перед законом») и религия («все равны перед Богом»), однако их воплощение на практике далеко от совершенства.

С позиций теории социальной стратификации общество представляет собой иерархию (пирамиду) страт (социальных слоев), которые состоят из носителей одинаковых или схожих статусов и ролей. Понятие страты перешло в социологию из геологии, где обозначало геологический пласт породы при описании среза земли. Его применил в социологии в 20-е гг. XX в. П.А. Сорокин, разработавший и систематизировавший ряд понятий, которые легли в основу теории социальной стратификации.

Понятие социальной стратификации как неравенства следует отличать от понятия социальной дифференциации, которая подразумевает всевозможные социальные различия, не обязательно связанные с неравенством. Например, можно выделить группы филателистов и футбольных болельщиков, времяпрепровождение которых формирует эти группы, но никак не связано с социальным неравенством или чем-то подобным. В этой связи возникает вопрос об основаниях социальной стратификации, об исходных предпосылках возникновения системы неравенства в обществе. Российский исследователь Г.А. Аванесова предлагает к таким основаниям относить :

  • социальные связи людей (как естественную основу процессов стратифицирования общества), которые всегда предполагают формирование с течением времени иерархизации: выделяются лидеры и подчиненные, авторитеты и изгои, вожди и ведомые;
  • ценностно-символическую основу, которая связана с осмыслением социальных норм и предписаний, наделением социальных ролей конкретным оценочным содержанием и значением;
  • норму (мотивациоппо-репрессирующее основание) как границу, в рамках которой происходит упорядочивание социальных связей и ценностных представлений;
  • биоприродные и антропологические качества : «...Мало у кого из исследователей вызывает возражение сам факт пресмственности функционально-иерархического характера социальной организации у природной среды и животного мира. <...> Многие антропологи на примере досовременных и сохранившихся архаических сообществ проследили положительную связь между, во-первых, территорией и природной средой, во-вторых, удовлетворением изначальных (первичных) потребностей человека и, в-третьих, формами взаимодействия, ценностно-стимулирующи- ми системами. <...> Большое воздействие на стратификационные процессы приобретают и такие антропологические качества людей, как пол, физические, психологические способности, а также признаки, осваиваемые с первых дней жизни, - семейно-ролевые связи, этнонациональные стереотипы и др.» 1 .

Появление представлений о социальной стратификации связано с развитием идей о социальной структуре, когда стало ясно, что «все отношения в обществе - между системами и общностями разных типов или между социальными группами и конкретными людьми - размещены в системах разного ранга. Такие устойчивые типы институциональных связей, конкретного поведения людей придают обществу стабильность» . Понимание этого вызвало необходимость создания нового категориально-понятийного аппарата, с помощью которого можно было научно описать и понять вертикальную проекцию общества, неравенство. К основным понятиям теории социальной стратификации относятся: «социальный класс», «страта», «социальный статус», «социальная роль», «социальная мобильность».

Социальный класс (от лат. classis - группа) в широком смысле - большая группа людей как составляющая общества. Основой этой группы выступает некий объединяющий {общий) признак, который влечет за собой схожесть интересов и поведенческих практик тех, кто принадлежит к данному классу.

Неравенство людей в системе организации и функционирования общества было очевидно уже для Платона и Аристотеля, которые объясняли и оправдывали этот факт. В VI в. до н. э. римский император Сервий Туллий разделил своих подданных на пять классов по признаку достатка с целью упорядочивания процесса формирования армии.

Теоретическое открытие классов произошло в конце XVIII - начале XIX в. благодаря работам французских историков Ф. Гизо,

О. Тьерри, О. Минье и др., которые на материале буржуазных революций подошли к понятиям классового интереса, классовой борьбы, класса как субъектам истории. Английские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо попытались прояснить экономические причины появления и функционирования социальных классов. Этот вектор исследования был продолжен в марксизме, который внес наибольший вклад в развитие теории классов.

К. Маркс исходил из того, что вес предложенные до него причины появления классов (умственные и физические различия людей, разный уровень дохода, насилие и войны) не отражают реального положения дел, так как классы суть социально-экономические образования: появление, развитие и исчезновение социальных классов детерминировано уровнем и спецификой материального производства. Классы возникают как результат развития производительных сил, разделения труда и формирования частнособственнических отношений в период разложения родового строя. Эти процессы привели к отделению земледелия от скотоводства, позже - ремесла от земледелия, к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и определило социальную дифференциацию людей в обществе, которая стала базой для формирования классов.

Материалистический анализ истории позволил К. Марксу утверждать, что именно экономический аспект (отношение к средствам производства) определяет роль классов в общественной организации труда и системе политической власти, сказывается на их социальном положении и образе жизни. Борьба классов в свою очередь является движущей силой общественного развития (изменения социальной структуры общества).

Классическое определение социального класса дано продолжателем марксистской теории В.И. Лениным. Он выделил четыре основных признака класса: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Суть отношений между классами заключается в способности одних присваивать себе труд других, что возможно в силу различия их места в определенном укладе общественного хозяйства.

В рамках марксистской теории любое общество существует как система основных и неосновных классов. Существование первых обусловлено господствующим способом производства (спецификой экономического базиса), а наличие вторых определяется процессами сохранения (либо постепенного исчезновения) остатков старых экономических отношений или формирования нового (еще не господствующего) способа производства. Социальные группы, которые нс входят в существующие классы (нс обладают явными классовыми признаками), образуют специфические (промежуточные, переходные) социальные слои (прослойки). Примером такого слоя может служить интеллигенция - значительная группа людей, профессионально запятых умственным трудом, производством знаний, смыслов, символов.

Альтернативой марксистской логике анализа классов (того периода) выступили теория насилия Г. Спенсера и Е. Дюринга и полиструктурный веберовский подход. Первая альтернатива исходила из ведущей роли войны и насилия в формировании социальных классов: в результате войны и порабощения одних групп другими возникает различение в трудовых функциях, богатстве, престиже. Например, Г. Спенсер полагал, что победители создают господствующий класс, а побежденные становятся производителями (рабы, крепостные и т.п.). Система неравенства включает три класса: высший (господство, руководство), средний (доставка, покупка-продажа продуктов производства), низший (добыча и производство продукта).

В отличие от К. Маркса М. Вебер не желал видеть в классе только экономические признаки, которые слишком упрощают как природу класса, так и разнообразие элементов социальной структуры общества. Наряду с категорией «класс» он использовал категории «страта» и «партия», относительно которых выделял три стратификационные проекции общества (три порядка): экономическую, социальную, политическую. Различия в собственности формируют классы, престижные различия - страты (статусные группы), различия во властной сфере - политические партии.

М. Вебер представлял класс как группу людей, имеющих сходные жизненные шансы, определяемые их властью (влиянием), дающей возможность получать конкретные блага и иметь доход. Нахождение в классе нс является фатальным, непреодолимым (в отличие от убеждений К. Маркса), так как определяющим фактором классовой ситуации выступает рынок, т.е. виды возможностей человека обладать благами и получать доход в определенных условиях. Таким образом, класс - это люди, находящиеся в одной классовой ситуации, имеющие общее положение в сфере экономики, которое можно менять в зависимости от конъюнктуры. Переход из одного класса в другой не составляет трудностей, так как классообразующис признаки размыты и между классами не всегда можно провести четкие границы.

Существует три класса: класс собственников (владельцы собственности различных форм и размеров), класс наживы (субъекты, связанные с банковской деятельностью, торговлей и сферой обслуживания) и социальный класс (пролетариат, мелкая буржуазия, интеллигенция, чиновники, лица, запятые в системе образования). Эти три класса являются по сути группами классов, так как каждый из них состоит из нескольких классов (подклассов), принадлежность к которым определяется нс отношением к средствам производства, а произвольными критериями (преимущественно уровнем потребления и формами владения собственностью). Например, класс собственников выглядит так: собственники рабов, собственники земли, собственники шахт, собственники оборудования и приборов, собственники пароходов, собственники ювелирных и художественных ценностей, финансовые кредиторы. К классу (подклассу) неимущих собственников (собственников со знаком минус) относятся рабы, деклассированные люди, должники, «бедные».

В современной социологии теория классов распалась на множество направлений и школ, которые пытаются осмыслить современные процессы трансформации классовой структуры традиционного капиталистического общества, детерминированные новым качеством социальных реалий (постиндустриализм, информационное общество, глобализация). К основным темам классовых исследований можно отнести анализ трансформаций в системе собственность - управление - контроль (М. Цейтлин, Г. Карчеди, X. Бравсрман, П. Бурдьс), изучение процессов изменения рабочего класса и переструктурировапия классов (С. Малле, А. Горц, П. Саундерс, П. Таунсенд, А. Турен), анализ микроуровня классовой структуры (Э. Райт), теорию эксплуатации (Дж. Ремер), исследования в области современной классовой борьбы (М. Фуко, Т. Маршалл, Р. Дарсндорф).

Страта (статусная группа) - совокупность людей, обладающих некоторым разделяемым всеми количеством социально приписываемого престижа (почета). Оценка (положительная или отрицательная) этого престижа есть статус. Статуспость, почетность, по замечанию М. Вебера, не связана с классовой ситуацией субъекта и даже может находиться в оппозиции к экономическим показателям. Принципиальное различие между классами и стратами состоит в том, что первые возникают в процессе развития производственных и товарных отношений, а страты формируются по мере установления принципов потребления во всех сферах общественной жизни.

Страта (от лат. stratum - слой), или социальный слой, - совокупность субъектов с одинаковыми или схожими статусами (набором статусных признаков). Иногда эти понятия (страта и слой) различают: страта - социальная группа, обладающая определенным статусом в общественной иерархии; социальный слой - промежуточная (или переходная) социальная группа, не обладающая всеми признаками класса.

Понятие страты в современном виде возникло после марксистско-ленинской теории класса как более гибкий и точный инструмент для анализа современных систем стратификации. Иерархи- зированная совокупность страт образует вертикальный срез общественной системы, отражает неравенство ее членов. Исторически статусные группы в разных обществах формировались и закреплялись в разных видах: касты, сословия, кланы и др.

В качестве идеальной модели описания социального неравенства чаще всего предлагают пирамиду из трех уровней: верхний - высший класс (элита), средний - средний класс (основной класс), нижний - нижний класс (социальное дно).

Стратификационная пирамида функционирует по своим универсальным законам, которые позволяют дать ей некоторые инвариантные характеристики: позиций вверху всегда меньше, чем внизу; количество социальных благ, циркулирующих (потребляемых) вверху, всегда больше, чем внизу; продвижение к верхним позициям всегда сопряжено с преодолением социальных фильтров (имущественный ценз, образовательный, возрастной и др.) - чем выше позиция, тем жестче действие этих фильтров. Каждый из этих уровней может состоять из целого набора страт, которые отражают реальное статусное разнообразие социальных групп данного общества. Например, в рамках анализа структуры среднего класса можно (при соответствующих условиях) выделить высший слой среднего класса, основной класс, низший слой среднего класса, пограничный слой и т.п. - все зависит от исходного материала исследования и критериев выделения страт. Последнее касается основного методологического вопроса теории стратификации: на каком основании ученому выделять страту, отличать их друг от друга? Ответ сформировался в ходе разработки понятия статуса.

Социальный статус, или ранг, - положение субъекта в обществе, позиция в социальной иерархии. Статус, статусность формируется на основе как объективных признаков (например, производственно-профессиональных), так и субъективных (например, культурно-психологических оценок). Относительно статуса личность трактуется как статусный набор, т.е. носитель многих статусов одновременно (они приобретаются и проявляются в разных ситуациях). Принято различать следующие статусы:

  • основной (ключевой ) и неосновной , которые различаются по ситуации проявления;
  • приписываемый , который не зависит от личности (обусловлен биологически (раса, пол) или социально (сословный титул, наследство)), и достигаемый (зависит от личных заслуг субъекта);
  • социальный (объективная позиция в социальной иерархии) и личный (положение в малой группе на базе личных качеств).

Статус является следствием действия статусных (стратификационных) признаков. Именно по ним социологи распределяют людей по «этажам» социальной лестницы, именно они выступают основанием для выделения социальных слоев. Эти признаки конкретно-историчны, зависят от времени и места действия, хотя в теории стратификации и были попытки нахождения универсальных, инвариантных статусных признаков. К. Маркс, например, выделял основной и единственный признак социальной стратификации - экономический. В его основе лежит отношение к средствам производства. Немецкий социолог Р. Дарендорф полагал, что статусным признаком является политический авторитет , который отражает сопричастность власти. Отсюда деление на управляющих (собственники и несобственники) и управляемых (низшие и высшие). Французский социолог А. Турен считал, что в современном обществе (информационном, постиндустриальном) главный классовый признак - доступ к информации , ибо формы господства сегодня опираются на знания и образование: новый господствующий класс (технократы) определяется уровнем образования и наличием знания.

Однако большинство исследователей полагают, что единого универсального стратификационного признака нет, что он носит комплексный характер и должен соответствовать полиструктур- ным реалиям социальной системы. П.А. Сорокин (автор классической теории стратификации) утверждал, что для описания социального неравенства субъектов необходимо использовать в совокупности экономическое, профессиональное и политическое основания. Американский исследователь Л. Уорнер называл в качестве стратификационных признаков доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность, на основе которых в обществе США 1930-1940-х гг. он выделил шесть социальных слоев. Его коллега Б. Барбер определил следующие признаки: престиж, профессия, власть, могущество, доход, образование, степень религиозности (ритуальная чистота); положение родственников, этническая принадлежность.

При анализе социального неравенства в современных обществах чаще всего оценивают следующие элементы стратификации:

  • экономическое благосостояние (собственность, форма и размер дохода), по которому можно выделить богатых, обеспеченных, среднеобеспеченных и бедных;
  • образование, в соответствии с уровнем которого граждан можно распределить по группам лиц с высшим образованием, средним и т.д.;
  • профессию (место в системе разделения труда, сфера реализации трудового поведения, вид, характер и квалификация труда). В зависимости от характера деятельности принято разграничивать работников умственного труда, работников, занятых в сельском хозяйстве, промышленности и т.д.;
  • власть (объем властных полномочий, доступ к распределению дефицитных и значимых ресурсов), по отношению к которой можно выделять рядовых работников, менеджеров среднего звена, топ-менеджеров в бизнесе, руководителей высшего государственного звена управления и т.п.;
  • авторитет, престиж (значимость и влиятельность тех или иных субъектов в представлении других), в соответствии с которым можно выделить лидеров, элиту, «звезд» и т.д.

Анализируя социальную стратификацию данного общества, необходимо помнить о конкретно-историческом контексте, что отражается в системе статусных (стратификационных) признаков, которые могут быть ранговыми (базовыми) и номинальными (дополнительными или сопутствующими). Ранговые - это те признаки, которые «работают» в данной ситуации, являются реальными индикаторами соотнесения с той или иной стратой. Номинальные - те признаки, которые «не работают» или проявляют свое действие в скрытой форме (например, для систем стратификации современных демократических обществ номинальными будут пол, раса, вероисповедание, национальность, место жительства, но при переносе их на анализ средневекового общества они превращаются в ранговые).

Социальная роль - связанная со статусом система действий {функций, поведения ) субъекта. Это понятие ввел Р. Линтон в 1936 г. Он определял социальную роль как динамическую сторону статуса.

Социальная роль формируется как объективное и субъективное ожидание со стороны других должного поведения от носителя данного статуса. Понятие и содержание роли формируется у индивида в процессе социализации. Через выполнение ролей осуществляется социальное взаимодействие индивидов, создается система ролевых связок.

По Т. Парсонсу, любая социальная роль описывается следующими характеристиками: эмоциональной стороной (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности), способом получения роли (одни роли предписываются, другие - завоевываются), масштабом (роли строго ограничены или размыты), степенью формализации роли (действие по строго установленным правилам или произвольно), мотивацией (ориентация на личную выгоду, на общее благо, на интересы группы), структурой, которая включает описание типа поведения, правила поведения, оценку выполнения роли, систему санкций за нарушение правил.

При выполнении социальных ролей, в которые укладывается система социальных отношений и взаимодействий данного общества, могут возникать такие ситуации, как ролевой конфликт и дистанцирование от роли. Ролевой конфликт (относительно одного субъекта) возникает в ситуации несовпадения ролей при наличии нескольких статусов одновременно (например, ситуация Тараса Бульбы, когда он убил своего сына Ондрия: в лице Бульбы одновременно сошлись статусы отца и военного противника). Дистанцирование от роли представляет собой сознательное нарушение стратегии предписанного ролевого поведения. Эта ситуация подпадает под определение девиации. Массовое дистанцирование от роли может служить признаком социальной напряженности, требованием изменить существующие правила статусноролевой системы.

Социальная мобильность - перемещение субъекта в социальном пространстве или изменение субъектом своего места в социальной структуре. Она выступает важнейшей характеристикой стратифицированной системы, позволяющей описывать ее динамику и изменения. П.А. Сорокин утверждал, что социальная мобильность присутствует в любом иерархизированном обществе и она необходима так же, как кровеносные сосуды для животного организма.

Говоря о социальной мобильности, необходимо различать ее разновидности. Так, в современной социологии выделяют:

  • вертикальную (восходящую и нисходящую) и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность связана с изменением статуса па более высокий (восходящая мобильность) или более низкий (нисходящая мобильность), горизонтальная - с перемещениями внутри страты без изменения статуса и ранговых признаков. Примером горизонтальной мобильности может служить географическая мобильность, которая есть простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего социального статуса (но если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность становится миграцией);
  • индивидуальную мобильность (перемещение вверх, вниз, по горизонтали отдельного человека независимо от других) и групповую мобильность (ситуация повышения или понижения общественной значимости (ценности) целой группы - класса, сословия, касты). По мнению П.А. Сорокина, причинами групповой мобильности могут быть социальные революции, нашествия и иностранные интервенции, войны, перевороты и смена политических режимов, замена старой конституции повой, создание империи, крестьянские восстания, междоусобная борьба аристократических родов;
  • межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что новое поколение достигает более высокой или низкой социальной ступени, чем предшествующее, а внутрипоколенная описывает ситуацию, в которой один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции (феномен социальной карьеры).

Перемещение в социальной иерархии осуществляется с помощью «социальных лифтов», которые представляют собой узаконенные способы и средства изменения наличного социального статуса. Некоторые исследователи выделяют шесть стандартных «лифтов» (путей повышения статуса):

  • 1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, по инициативный человек может стать миллионером;
  • 2) область политики, где можно сделать политическую карьеру со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями;
  • 3) служба в армии, где рядовой солдат может дослужиться до генерала;
  • 4) служение Богу как путь достижения высокого положения в церковной иерархии;
  • 5) научная деятельность, позволяющая, хотя и не сразу, благодаря огромным усилиям добиться высокого положения;
  • 6) удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение.

Наличие и характер социальной мобильности позволяют характеризовать общества как закрытые и открытые. Первые - это общественные системы, в которых мобильность затруднена, а отдельные ее виды запрещены (кастовые и сословные общества). Вторые одобряют и поощряют социальную мобильность, создают условия для продвижения субъекта по социальной лестнице. Однако следует помнить, что разделение па закрытые и открытые общества - достаточно идеологизированная конструкция, которая появилась в период холодной войны для описания преимуществ Запада перед СССР и нс всегда выдерживает критику.

С понятием социальной мобильности тесно связано понятие маргинальное™, которое было введено в 20-е гг. XX в. американским социологом Р. Парком для обозначения социально-психологических последствий неспособности иммигрантов адаптироваться к новой среде обитания.

Маргинальность (от лат. margo - находящийся на краю) - состояние социального субъекта {личности или группы), которое характеризуется пограничностыо относительно социально значимых структур, социальных групп или страт. Маргинальность как социальное явление включает следующие характеристики:

К основным факторам маргинализации исследователи относят бедность, тесно связанную с ней безработицу, процессы урбанизации (когда сельское население вынуждено менять свой образ жизни), высокие темпы модернизации традиционных сфер общественной и индивидуальной жизни.

Социальная стратификация - атрибутивный признак общества - возникает в незначительной степени уже в первобытном обществе (расслоение родовой общины носит неяркий характер). Дальнейшее развитие общества вызывает к жизни различные исторические системы (типы) стратификации, среди которых чаще всего выделяют:

  • рабство, где основным исторически актуальным стратификационным признаком выступала личная свобода/несвобода субъекта;
  • касты - основными признаками являются религиозная чистота и происхождение индивида (классический пример - индийское общество);
  • сословия - стратификационным признаком здесь является происхождение (феодальная Европа, в которой сословия изначально по закону и (или) традиции обладают неравными правами);
  • классы - при этой системе стратификации выделяют ряд стратификационных признаков экономического, политического, культурного содержания (доход, образование, власть, профессия, престиж), отсутствуют формальные социальные границы, узаконено равенство возможностей, декларировано право всех желающих изменить свое положение.

Первые три исторические системы стратификации характерны для закрытых обществ, последняя - для открытого.

Факт социальной стратификации, т.е. наличия реального социального неравенства членов общества, всегда порождал проблему ее оценки и объяснения. В современной социальной теории сформировались четыре методологических подхода к оценке социального неравенства: функционалистский, эволюционистский, конфликтологический и символический.

Функционалисты настаивают на неизбежности, естественности и необходимости стратификации (неравенства), что детерминировано многообразием потребностей социальных субъектов, множественностью их ролей и функций. Стратификация, по их мнению, обеспечивает оптимальное функционирование общества, а через систему мобильности обеспечивает справедливое распределение благ и ресурсов.

Эволюционисты отмечают двоякий характер стратификации - она не может быть однозначно оценена как положительное и необходимое явление: система неравенства не всегда сопряжена со справедливостью, не всегда полезна и необходима, так как возникает не только в силу естественных потребностей общества, но и в результате спровоцированных конфликтов по поводу распределения дефицитных ресурсов; существующая система стратификации способна не только обеспечивать развитие общества, но и затруднять его.

Представители конфликтологической логики видят источник формирования системы неравенства в межгрупповых конфликтах и не считают ее справедливой (она служит интересам элиты).

Символисты делают акцент не на ее «функциональности - дисфункциональности» или «справедливости - несправедливости», а на содержании. С их точки зрения, система неравенства эволюционирует от открытого, физического оправдания лучшего положения элиты к формам скрытого, символического насилия элиты и распределения социальных благ; современная система социального неравенства - это система символического различения верхов и низов общественной пирамиды.

Что касается социальной стратификации современного общества, то все социологи говорят о ее сложности и неоднозначности критериев выделения страт и классов, однако доминирующей остается точка зрения, которая связана с эксплуатацией экономических показателей субъекта (доход, вид труда, профессия, структура потребления и т.п.). Так, например, российские исследователи И.И. Санжаревский, В.А. Титаренко и другие по месту в системе общественного производства выделяют производственные (материальное производство), коммерческие (обмен), государственно-распределительные (распределение и перераспределение) и обслуживающие (обеспечение нормального функционирования производства, обмена и распределения) классы, деклассированные элементы.

На примере Великобритании Э. Гидденс предлагает выделять (по уровню экономического благополучия) высший класс, средний класс: старый средний класс (малый бизнес и фермеры), высший средний класс (менеджеры и специалисты высокого уровня) и низший средний класс (мелкие клерки, продавцы, учителя, медсестры); рабочий класс: высший рабочий класс (квалифицированныс рабочие - «рабочая аристократия») и низший рабочий класс (низкоквалифицированные работники); низший класс.

В современной Беларуси выделяют пять уровней стратификации (в зависимости от дохода и структуры потребления): 1) нижний слой (служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные);

2) базовый слой (специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации); 3) средний слой (высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели); 4) верхний слой (востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие); 5) элита (высокооплачиваемые служащие, предприниматели). В Республике Беларусь средний класс составляет примерно 30%, базовый и нижний - около 70%.

  • Социологическая энциклопедия / под общ. рсд. А.Н. Данилова. Минск, 2003.С. 349-352.
  • Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. С. 351-352.
  • Там же. С. 348.

Если посмотреть на социальную структуру общества как на комплекс социальных групп, что имеют разительные отличия друг от друга, социологи обязаны ответить на вопрос о том, как отличить эти группы между собой. Изучает этот вопрос стратификация в обществознании. Это система выверенных признаков, согласно которым индивида относят к определенной группе. Именно об этом социальном явлении сегодня и поговорим.

Теория стратификации

Чтобы иметь возможность различать социальные группы, а также изучать их, в начале 40-х годов ХХ века была разработана теория социальной стратификации. Над ее созданием работали Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, У. Мур. Социологи уверяли, что стратификация в обществознании - это процесс, который был спровоцирован распространением исполняемых функций необходимых для жизни общества. Согласно их мнению, благодаря социальной стратификации в обществе можно выделить упорядоченные слои, которые сформировались на основе важных признаков.

Не стоит также забывать, что подход социальной стратификации является одновременно методом и методологией изучения социальной структуры общества. Он основан на принципах:

  • Обязательного исследования всех общественных трат.
  • Необходимости применения в сравнительном анализе одинаковых критериев.
  • Применения достаточного количества критериев, которые позволят провести глубокий анализ социального пласта.

О стратификации

Понятие «стратификация» было взято из геологии Питиримом Сорокиным. В обществознании стратификация - это процесс социального воспроизведения, в ходе которого все слои, классы, касты и группы являются неравными, поэтому вынуждены размещаться в иерархическом порядке. Другими словами, общественная стратификация - это разделение социума на разные группы людей, что объединены по одинаковым признакам. Основные критерии стратификации в обществознании - это уровень доходов, доступ к власти и знаниям, характер труда, проведение досуга.

Таким образом, выделяют экономическую, профессиональную и политическую стратификации. Но это еще не все, стратификация в обществознании - это источник, позволяющий определить устойчивые элементы общественной структуры. В ходе исторического развития образовалось три типа стратификации.

Касты

Одним из этих типов являются касты. В дословном переводе с португальского это слово значит «происхождение». То есть под кастами понимают закрытые группы, которые связаны происхождением и статусом. Чтобы стать членом этого объединения, нужно в нем родиться, к тому же не предусмотрена возможность вступать в браки представителям разных каст. Проще говоря, кастовая система очень ограничена, это место для тех, кому просто повезло.

Самой знаменитой кастовой системой считается пример стратификации в Индии. Согласно преданиям, общество первоначально было разделено на 4 варны, которые были созданы из разных частей тела, символизировавших человека. Так, «устами» общества выступали брахманы (жрецы и эрудиты). «Руками» были кшатрии (предводители и солдаты). Роль «торса» исполняли вайшьи (торговцы и селяне), а «ступнями» считались шудры (зависимые лица).

Сословия

Еще один тип стратификации в обществознании получил название "сословие". Это особая группа людей, чьи правила поведения, повинности и права передаются по наследству. В противоположность кастовой системе стать частью определенного сословия проще, так как это осознанный выбор человека, а не результат фатального стечения обстоятельств. В странах Европы XVIII-XIX века существовала следующая система сословий:

  • Дворянство - группы людей с особыми привилегиями, обычно им присваивали разные титулы, такие как герцог, барон, князь и т.д.
  • Духовенство - если исключать жрецов, то все остальные, кто служил церкви, считались духовенством. В свою очередь, оно разделялось на два вида: «черное» - вся монашеская братия, «белое» - не монашествующие люди, которые оставались верны церковным догмам.
  • Купечество - когорта людей, промышляющих торговлей.
  • Крестьянство - люди, у которых основу трудовой деятельности составляло земледелие и сельскохозяйственный труд.
  • Мещанство - группы людей, что живут в городах, занимаются ремеслом, торговлей или состоят на службе.

Классы

Определение стратификации в обществознании невозможно без понятия «класса». Под классом подразумевают группу людей, которая отличается свободой доступа к собственности. Впервые такое понятие в обществознание ввел Карл Маркс, он говорил, что положение индивида в социуме определяется его доступом к материальным благам. Так возникло классовое неравенство. Если рассматривать на конкретных исторических примерах, то в рабовладельческой общине определялись всего два класса: рабы и их хозяева. Основными слоями феодального общества выступали феодалы и зависимые от них селяне.

Однако в современных социологических науках классами называют группы индивидов, которые похожи по критериям политической, экономической и социально-культурной принадлежности. Поэтому в каждом современном социуме можно выделить:

  • Высший класс (элита или богатые люди).
  • Средний класс (профессионалы своего дела, служащие, рабочие с квалификацией).
  • Низший класс (рабочие без квалификации, маргиналы).
  • Андеркласс (люди, находящиеся на самом «дне» системы).

Страты

Таким образом, можно сказать, что единицей общественной стратификацией выступают страты - группы людей, которые объединены по определенному признаку. Понятие «страта» - самый универсальный термин, которым можно характеризовать как большие классы людей, так и малые группы, что объединены по одному критерию.

Что касается примеров стратификации в обществознании, это могут быть представители элиты и массы. Как говорил Паретто, в каждом обществе есть 20% элиты - людей, что руководят общественным порядком и предотвращают возникновение анархии. И 80%, так называемой массы - простых людей, которые не имеют доступа к общественной власти.

Стратификация - это тот критерий, что является показателем неравенства, которое царит в обществе. Разделение на группы показывает, в насколько разных условиях проживают люди в обществе. У них неодинаковый потенциал и доступ к социальным благам. Но вопреки всему, лишь благодаря стратификации можно получить подробную характеристику общественной структуры.

Мобильность

В обществознании социальная стратификация и мобильность - неразрывно связанные между собой понятия. Под мобильностью принято подразумевать динамические изменения. Как говорил Питирим Сорокин: «Социальная мобильность представляет собой процесс перемещения индивида или другого объекта (нормы, ценности) в иную социальную плоскость».

Например, человек может изменить свое положение в социуме, а вместе с этим начнет принадлежать к другому классу. Хорошим примером качественной социальной мобильности может быть банальная история о том, как бедный парень стал миллионером.

Так же как и общественная стратификация, мобильность имеет свои разновидности. В первую очередь выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - это процесс, который характеризуется изменениями, которые можно описать как «лучше того, что было» или «хуже того, что было». Например, человек получил повышение на работе, надбавку к жалованию или высшее образование. Это положительные изменения, которые называют восходящей мобильностью.

Примером нисходящей мобильности может стать увольнение, понижение по службе или любая другая ситуация, которая изменяет обстоятельства в худшую сторону.

Горизонтальная мобильность

Помимо вертикальной мобильности существует еще и горизонтальная динамика. Если в первом случае человек имел возможность перемещаться в пределах своей страты, то в этом случае он перемещается исключительно по своему слою.

Например, программист поменял место работы и переехал в другой город. Он так и принадлежит к среднему классу населения, просто изменил свое территориальное положение. Или если человек меняет специфику работу без существенного повышения в заработке. Например, он работал секретарем, а стал помощником бухгалтера. Специфика работы вроде и другая, обязанностей больше, а зарплата существенно не изменилась. Поэтому можно сказать, что мобильность считается горизонтальной, если человек меняет свою социальную группу на ту, что расположена на том же уровне.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Такое понятие больше распространено в странах Америки, в частности в Штатах, где в обществе придерживаются мнения, что последующее поколение должно жить лучше, чем предыдущее. А под анархией понимают не безвластие, о котором говорил Дюркгейм, а несоответствие потребностей и ресурсов.

Межпоколенная мобильность определяется процессом, в ходе которого ребенок занимает лучшее или худшее положение в обществе, чем его родители. Например, если родители были низко квалифицированными работниками, а их ребенок стал ученым, это положительная межпоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность определяется изменением социального статуса на протяжении всего жизненного периода независимо от достижений родителей.

Группы и люди

Исследуя понятия общественной мобильности и стратификации, сложно не отметить такие определения, как индивидуальная и групповая динамика.

Особого внимания заслуживает групповая мобильность - динамический процесс, при котором свое положение в социуме меняет целое сословие, каста или класс. К примеру, после распада СССР, когда остановилось множество заводов, невостребованными стали инженеры. Целый класс инженеров в краткие сроки вынужден был менять свою специализацию. Этот вид мобильности является характерной особенностью обществ, которые находятся в состоянии тотальных изменений.

При индивидуальной мобильности каждый человек самостоятельно меняет свою принадлежность к конкретной страте.

Выводы

В общем, как показывают исследования, на социальную мобильность оказывает влияние политический режим, этапы модернизации и социально-экономическая ситуация в социуме. А также особенности самого индивида: его образование, характер и т.д.

Но что такое стратификация в обществознании? Простыми словами - это разграничение социума на богатых и бедных. А уже потом этих богатых и бедных можно поделить на страты с разными характеристиками. Общественная структура в любом социуме - это основной критерий, который помогает обществу эволюционировать. Благодаря тому, какие страты превалируют в определенном социуме, можно определить, какая стратегия развития подойдет ему больше всего.

Модели социальной стратификации

В основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство, имеющее иерархический характер и проявляющееся в социальной жизни людей. Это неравенство поддерживается и контролируется разными социальными институтами, постоянно модифицируется и воспроизводится, что является необходимым условием развития и функционирования любого общества.

В настоящее время существует множество моделей социальной стратификации, однако большинство социологов выделяют три основных класса: высший, средний, низший.

Иногда внутри каждого класса проводят дополнительное деление. У.Л. Уорнер выделяет следующие классы:

  • высший-высший – представители богатых и влиятельных династий, имеющие значительную власть;
  • высший-средний – адвокаты, преуспевающие бизнесмены, ученые, врачи, менеджеры, инженеры, деятели культуры и искусства, журналисты;
  • высший-низший – работники физического труда (преимущественно);
  • низший-высший – политики, банкиры, не имеющие знатного происхождения;
  • низший-средний – наемные работники (клерки, секретари, служащие, так называемые «белые воротнички»);
  • низший-низший – бездомные, безработные, деклассированные элементы, иностранные рабочие.

Замечание 1

Все модели социальной стратификации сводятся к тому, что неосновные классы появляются в результате добавления слоев и страт, находящихся внутри одного из основных классов.

Виды социальной стратификации

К основным видам социальной стратификации относятся:

  • экономическая стратификация (различия в уровне жизни, доходов; разделение на их основе населения на сверхбогатые, богатые, обеспеченные, бедные, нищие слои);
  • политическая стратификация (деление общества на политических лидеров и основную массу населения, на управляющих и управляемых);
  • профессиональная стратификация (выделение в обществе социальных групп по роду их профессиональной деятельности и по занятиям).

Разделение людей и социальных групп по стратам позволяет выделить относительно постоянные элементы структуры общества с точки зрения получаемого дохода (экономика), доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций.

Богатые и бедные слои могут быть выделены по признаку собственности на средства производства. Социальные низы общества не являются владельцами средств производства. Среди средних слоев общества можно выделить мелких собственников, лиц, распоряжающихся предприятиями, им не принадлежавшими, а также высококвалифицированных работников, не имеющих отношения к собственности. Богатые слои общества получают свои доходы благодаря наличию собственности.

Замечание 2

Основным признаком политической стратификации является распределение между стратами политической власти. В зависимости от уровня доходов, масштабов собственности, занимаемой должности, контроля над средствами массовой информации, а также других ресурсов разные страты по-разному влияют на разработку, принятие и реализацию политических решений.

Типы социальной стратификации

Исторически сложились следующие типы социальной стратификации : рабство, касты, сословия, классы.

Рабство – это юридическая, социальная, экономическая форма закрепощения, характеризующаяся крайней степенью неравенства и полным бесправием. Исторически рабство эволюционировало. Выделяют две формы рабства: патриархальное рабство (раб обладает некоторыми правами члена семьи, мог наследовать имущество хозяина, вступать в брак со свободными лицами, его запрещалось убивать) и классическое рабство (раб не имел никаких прав, считался собственностью хозяина, которую можно убить).

Касты – закрытые социальные группы, связанные происхождением и правовым статусом. Исключительно рождение определяет членство в касте. Запрещены браки между представителями разных каст. В соответствующую касту человек попадает исходя из того, каким было его поведение в прошлой жизни. Так, в Индии существовала кастовая система, основанная на разделении населения на варны: брахманы (жрецы и ученые), кшатрии (правители и воины), вайшьи (торговцы и крестьяне), шудры (неприкасаемые, зависимые лица).

Сословия – социальные группы, с передающимися по наследству закрепленными правами и обязанностями. Для сословий, состоящих из нескольких страт характерна определенная иерархия, проявляющаяся в неравенстве социального положения и привилегий. Например, для Европы 18-19 вв. характерны следующие сословия: духовенство (служители церкви, культа, искл. – жрецы); дворянство (выслужившиеся чиновники и крупные землевладельцы; показателем дворянства выступал титул – герцог, князь, маркиз, граф, барон, виконт и т.д.); купечество (торговое сословие – владельцы частных предприятий); мещанство – городское сословие (мелкие торговцы, ремесленники, низшие служащие); крестьянство (земледельцы).

Отдельно в качестве сословия выделялось военное сословие (рыцарство, казачество).

Был возможен переход из одного сословия в другое. Браки между представителями разных сословий разрешались.

Классы – большие группы людей, свободных в политическом и правовом отношении, различающиеся по отношению к собственности, уровню материального состояния и получаемых доходов. Историческую классификацию классов предложил К. Маркс, показавший, что основным критерием определения класса выступает положение их членов – угнетаемое или угнетенное:

  • рабовладельческое общество – рабовладельцы и рабы;
  • феодальное общество – феодалы и зависимые крестьяне;
  • капиталистическое общество – буржуазия и пролетариат, или капиталисты и рабочие;
  • в коммунистическом обществе классы отсутствуют.

Классы – это большие группы людей, имеющие общий жизненный уровень, опосредованный доходом, властью, престижем.

Высший класс подразделяется на верхний высший (материально обеспеченные лица из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие лица) подкласс.

В среднем классе выделяют верхний средний (квалифицированные специалисты, профессионалы) и низший средний (служащие и квалифицированные рабочие) подклассы.

В низшем классе выделяют верхний низший (неквалифицированные рабочие) и низший низший (маргиналы, люпены) подклассы. В состав низшего класса входят группы людей, не вписавшиеся в структуру общества в силу различных причин. Их представители фактически исключены из социально-классовой структуры, поэтому называются деклассированными элементами.

Деклассированные элементы – люмпены (попрошайки и бродяги, нищие), маргиналы (лица, лишившиеся социальных характеристик – согнанные с земель крестьяне, бывшие рабочие заводов и др.).

социальный общество неравенство стратификация

Социальная стратификация - это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам.

Теории социальной стратификации базируются на представлении о том, что страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на основе каких-то общих позиций или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. Конкретные формы социальной стратификации возникают из пересечения двух основных факторов - социальной дифференциации и господствующей системы ценностей и культурных стандартов.

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, а позднее развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзом, Б. Барбером, К. Дэвисом, У. Муром и др.

В социологии на сегодняшний день сосуществуют два основных подхода к анализу и описанию социальной структуры общества: классовый и стратификационный. Главное их различие состоит в признаках, по которым осуществляется дифференциация социальных групп. Согласно классовому подходу, основными элементами общественного строения признаются классы. Этот подход обычно связывается с марксизмом и неомарксизмом. Его сторонники понимают под классами большие объективные группы людей, детерминированные экономическими факторами: их отношением к средствам производства, местом в системе разделения труда, доступом к различным благам.

При стратификационном подходе более важны иные критерии деления общества: место в системе власти, распределение доходов, уровень образования, престиж. Страты формируются по признакам, связанным с воспроизводством самого статусного положения индивида, с культурно-психологической оценкой, которые реализуются в индивидуальном поведении их членов.

При анализе социальной структуры общества надо помнить, что основанием для выделения страты может быть не любой признак, а лишь тот, который объективно в данном обществе приобретает ранговый (статусный) характер: «выше» - «ниже», «лучше» - «хуже», «престижно» - «непрестижно» и т.д.

Множество стратификационных критериев обусловлено разнообразием статусных позиций в обществе. Все статусы делятся на «приписанные» (унаследованные) и «достигаемые» (приобретенные). Приписанные статусы (пол, национальность и т.д.) интересуют социологов только в том случае, если они становятся источниками социальных привилегий. Например, представители коренной национальности занимают лучшие места на рынке труда. Достигаемые статусы анализируются с помощью экономических, политических, профессиональных и других социальных критериев. К экономическим критериям традиционно относятся: размеры получаемых доходов, достигнутый уровень жизни, масштабы накопленной собственности.

К ним примыкают профессиональные критерии, фиксирующие уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда. Каждая профессиональная и экономическая позиция, в свою очередь, оценивается в терминах власти и престижа. Эти социальные оценки в большей степени субъективны, но не менее значимы, поскольку людям свойственно постоянно ранжировать окружающих на «своих» и «чужих», «начальство» и простых рабочих».

Таким образом, социальная стратификация представляет собой структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности.

Рис. 1

Распределение социальных групп и людей по стратам (слоям) позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества (рис. 1) с точки зрения доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода (экономика). В истории представлены три основных типа стратификации -- касты, сословия и классы.


Рис. 2

Касты (от португ. casta -- род, поколение, происхождение) -- закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии, изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела первозданного человека, принесенного в жертву.

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

  • § дворянство -- привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;
  • § духовенство -- служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);
  • § купечество -- торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;
  • § крестьянство -- сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;
  • § мещанство -- городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis -- разряд) -- большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов -- угнетенное или угнетаемое:

  • § в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;
  • § в феодальном обществе -- феодалы и зависимые крестьяне;
  • § в капиталистическом обществе -- капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);
  • § в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле -- как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

  • § высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);
  • § средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и
  • § нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс -- это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-клас- совой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Социальная стратификация отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство -- источник расслоения в обществе. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.