284 статья ук рф наказание. Примеры из судебной практики

Уголовную ответственность за содействие антироссийским санкциям намерено узаконить Федеральное собрание. Спикеры Госдумы и Совета федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко внесут в парламент в ближайшее время поправки к Уголовному кодексу (УК). Они должны подкрепить другой законопроект, наделяющий правительство правом на введение контрсанкций, который будет принят Госдумой в первом чтении 15 мая. Юристы прогнозируют, что новый вид уголовной ответственности поставит «под очень серьезный удар иностранный бизнес, который ведет дела в России». В оппозиции заявили, что не намерены отказываться от работы по введению на Западе санкций в отношении коррумпированных чиновников.


Законопроект о включении в УК новой статьи 284.2, предусматривающий наказание за содействия санкциям иностранных государств, уже готов и, возможно, будет внесен в Госдуму в понедельник. Его подписали спикеры Совета федерации Валентина Матвиенко и Госдумы - Вячеслав Володин. В соавторах числятся лидеры всех четырех фракций Госдумы, а также оба первых вице-спикера - Александр Жуков («Единая Россия») и Иван Мельников (КПРФ).

В пояснительной записке к проекту его авторы подчеркивают, что новая статья в УК разработана «в целях обеспечения реализации закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств"». Этот закон в первом чтении Госдума примет 15 мая. В пятницу совет по законотворчеству при спикере Госдумы одобрил концепцию законопроекта при условии, что ко второму чтению он будет существенно переработан. По словам Александра Жукова, «в проекте постановления Госдумы будет сказано о том, что при доработке проекта ко второму чтению должны быть исключены конкретные товары и отрасли, к которым будут применяться санкции». В постановлении «должно быть сказано, что не должны вводиться запреты на жизненно важные товары, аналоги которых не производятся в РФ или аналоги которых не могут быть закуплены в других странах. Речь идет не только о лекарствах».

Новая статья пополнит главу 29 УК, в которой зафиксированы наказания за «преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», в том числе госизмену, шпионаж, экстремистскую деятельность, вооруженный мятеж. В части 1 статьи 284.2. авторы устанавливают ответственность за «совершение действий (бездействие)» в целях исполнения решения иностранного государства, «если эти действия (бездействие) повлекли ограничение или отказ в совершении гражданами РФ, юрлицами, зарегистрированными в РФ, Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами обычных хозяйственных операций и сделок». За нарушение нормы предусмотрены штраф до 600 тыс. руб., ограничение свободы до четырех лет, принудительные работы до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок со штрафом 200 тыс. руб.

В Думе утверждают, что такие меры позволят удержать юридических и должностных лиц от разрыва отношений с россиянами, подпавшими под санкции. По словам партнера адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, норма написана «неконкретно»: «На практике, если дело дойдет до правоприменения, бремя доказывания соответствия чьих-то конкретных действий именно этой статье, а не иной будет возложено на правоохранительные органы». «Здесь есть риск неправильной квалификации, но, похоже, законодатель учел, что сам факт принятия этой новеллы будет достаточным инструментом для минимизации последствий санкционного режима»,- считает он.

Такая статья УК, «по сути, означает, что если компания, которая, к примеру, является дочерним обществом американской компании, откажется поставлять оборудование в Крым, то ее гендиректор может быть привлечен к уголовной ответственности за отказ от заключения сделки», пояснил “Ъ” управляющий партнер финской юридической фирмы Borenius в России адвокат Андрей Гусев. И если поправки к УК будут приняты, «это может поставить под очень серьезный удар иностранный бизнес, который ведет дела в России», считает господин Гусев. Он отметил, что «российская судебная практика исходит из того, что введение государственного запрета на ввоз продукции из зарубежных государств не является обстоятельством, освобождающим бизнесмена от договорной ответственности». Поэтому такой бизнесмен, «с одной стороны, будет связан санкциями, установленными США или ЕС, а с другой - будет нести риск привлечения к уголовной ответственности за соблюдение таких санкций», пояснил адвокат.

Проект поправок к УК связан «с напряженной внешнеполитической ситуацией», заявил “Ъ” председатель МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Дмитрий Солдаткин. Исходя из буквального толкования части 1 новой статьи, «должны наступить общественно опасные последствия таких действий, необходимо установить и причинно-следственную связь между действием и наступлением общественно опасных последствий», напомнил юрист. По его мнению, это «будет сложно доказуемым», так как понятие «обычная хозяйственная операция» в законопроекте дано «чрезмерно оценочно и размыто».

Часть 2 проектируемой статьи 284.2 коснется тех, кто, по версии правоохранителей, способствовал введению санкций против россиян. Она предполагает санкции за совершение «гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц».

Судя по тексту поправки к УК РФ, гражданин может помочь иностранцам даже «посредством предоставления рекомендаций и передачи сведений, которые привели» или даже «могут привести» к введению санкций. За такие действия россиянам будет грозить штраф до 500 тыс. руб., ограничение свободы до трех лет, арест до полугода или лишение свободы до трех лет со штрафом до 200 тыс. руб.

Дмитрий Солдаткин считает, что появлению такой ответственности в УК способствовал «допинг-скандал с участием бывшего руководителя ФГУП "Антидопинговый центр" Григория Родченкова, который обвинялся в передаче США допинг-пробы якобы наших спортсменов», что привело к отстранению олимпийской сборной России от Игр.

Оппозиционеры сочли, что новая норма направлена в первую очередь против них. Лидер партии ПАРНАС Михаил Касьянов, который еще в 2015 году призывал Запад к введению персональных санкций , назвал законопроект «позорищем». «Это попытка заткнуть рот российской оппозиции,- сказал “Ъ” господин Касьянов.- Любое выступление перед зарубежной общественностью может быть интерпретировано как рекомендация ввести санкции. Фактически это прямая борьба с инакомыслием». Заместитель председателя движения «Открытая Россия» Владимир Кара-Мурза-младший, который продвижением «законов Магнитского» занимается с 2010 года, сказал “Ъ”, что возможная уголовная ответственность его не остановит. Он сообщил, что «законы Магнитского» уже приняты в шести странах, а Великобритания приняла 1 мая . «24 апреля я выступал там на слушаниях в парламенте, в комиссии по правам человека, как раз по этому поводу. На этой неделе встречался с парламентариями из Австралии и ЮАР, обсуждали подготовку законопроектов в этих странах. Через две недели буду выступать на слушаниях в парламенте Дании о принятии "закона Магнитского"»,- сообщил оппозиционер. По мнению господина Кара-Мурзы, власть «путает отечество с превосходительством, называя "антироссийскими мерами" санкции в отношении коррумпированных чиновников». «Борис Немцов, который сейчас бы попал под действие этой статьи, поскольку сыграл ключевую роль в принятии "закона Магнитского" в США, называл его "самым пророссийским законом, когда-либо принятым за рубежом", поскольку он направлен против тех, кто нарушает права граждан и ворует деньги российских налогоплательщиков»,- добавил господин Кара-Мурза.

Не исключено, что и оппозиция сможет воспользоваться новой статьей УК в своих целях. Часть 2, согласно законопроекту, предусматривает наказание «за совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению» санкций иностранным государством. А партия «Яблоко», к примеру, во всех программных документах заявляет, что к антироссийским санкциям привела внешняя политика самой российской власти.

В каком виде законопроект о поправках к УК будет внесен официально, станет известно в понедельник.

Виктор Хамраев, Максим Иванов, Екатерина Гробман, Мария-Луиза Тирмастэ


Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 284 УК РФ


1. Непосредственный объект - общественные отношения, характеризующие установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, - различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).

2. Объективная сторона характеризуется тремя признаками: а) нарушением установленных правил обращения с указанными документами и предметами; б) их утратой и наступлением тяжких последствий; в) причинной связью между деянием и наступившими последствиями.

Диспозиция уголовно-правовой нормы, закрепленной в комментируемой статье, является бланкетной. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется Законом РФ "О государственной тайне", Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (см. комментарий к ст. 283) и другими нормативными правовыми актами. По каждому уголовному делу необходимо установить, какие конкретно правила были нарушены и в чем выражалось это нарушение.

Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.

3. В комментируемой статье, по сути, указаны два вида последствий - утрата соответствующих документов и предметов и наступление тяжких последствий, причем второе обусловлено первым.

Утрата означает выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, у которого они находились правомерно. Она должна создавать возможность ознакомления с ними посторонних лиц. Если же упомянутые документы или предметы утрачены, но в результате этого подобной возможности не было (например, они уничтожены или приведены в состояние, при котором нельзя извлечь информацию), то нарушение правил обращения, о которых говорится в комментируемой статье, не образует состава рассматриваемого преступления.

Производным от утраты являются тяжкие последствия. Они могут наступить как результат утраты соответствующих документов сам по себе либо как результат попадания (возможности попадания) в руки посторонних лиц.

Между нарушением установленных правил обращения и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный: лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к государственной тайне. В Законе РФ "О государственной тайне" выделяются: а) доступ к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; б) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Таким образом, ответственность по комментируемой статье несет лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе.

Новая редакция Ст. 284 УК РФ

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 284 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну; б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий); в) наличием причинной связи между указанным деянием и последствиями.

3. Документ - это текстовые и иные графические материалы официального характера, т.е. облеченные в установленную форму, имеющие регистрационный номер, гриф секретности, особый порядок составления, хранения, выдачи и уничтожения. Предмет - все остальные носители, сведения о которых содержат государственную тайну. К ним могут быть отнесены сырье, оборудование, материалы и изделия, энергоносители, видео-, аудиоматериалы и т.п. Как и документы, такие предметы имеют особый порядок создания, регистрации, хранения и уничтожения.

4. Под утратой документов и предметов следует понимать их противоправный выход из владения ответственного лица, в результате которого наступили тяжкие последствия. Уничтожение предметов и документов, составляющих государственную тайну, не образует утраты, поскольку в этом случае исключается возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Вышедшим из владения признается документ или предмет в случае, когда он отсутствует в месте его постоянного хранения, у ответственного лица и нет сведений о его передаче другому лицу или уничтожении.

5. Правила обращения с указанными предметами и документами регулируются ФЗ (например, Законом РФ "О государственной тайне"), а также иными нормативными актами.

5.1. Нарушение правил обращения означает отступление от правил обращения с содержащими государственную тайну документами и предметами или их полное игнорирование. Для наступления УО необходимо установить, какие конкретно правила обращения и какие конкретно пункты правил нарушены виновным (например, работа с секретными документами не в установленном месте, нарушение правил их передачи и т.п.).

6. Наличие причинной связи между нарушением правил обращения, с одной стороны, и утратой предметов и документов, повлекшей тяжкие последствия, - с другой, заключается в прямой зависимости между фактом нарушения правил и фактами выхода предмета или документа из владения данного лица и наступлением указанных последствий. В противном случае состав преступления отсутствует.

6.1. Не всякое нарушение правил обращения с секретными документами и предметами является причиной их последующего выхода из владения (например, неопечатывание сейфа, из которого в последующем произошло хищение секретных документов, не находится в связи с хищением, так как не могло его предотвратить).

7. Тяжкие последствия - оценочное понятие (см. коммент. к ст. 283).

8. Субъективная сторона состава преступления определяется неосторожной виной. Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (совершение преступления по легкомыслию) или лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло эти последствия предвидеть (преступная небрежность).

9. Субъект преступного посягательства специальный - лицо, имеющее допуск к государственной тайне, т.е. ответственное за сохранность предмета (документа), либо допущенное к государственной тайне лицо, которому данный предмет или документ был передан по службе или работе.

10. Преступление относится к категории средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (например, опытные и серийные образцы продукции).

2. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил обращения с указанными предметами (может иметь форму действия или бездействия, например вынос секретных документов из кабинета, неопломбирование сейфа, работа с секретными предметами на дому) и общественно опасными последствиями сложной природы, вытекающими одно из другого: а) утратой соответствующих предметов и б) наступлением тяжких последствий.

3. Правила обращения с секретными предметами и документами устанавливаются значительным числом ведомственных и локальных правовых актов. Обвинение должно содержать указания на конкретные правила, нарушенные виновным, и форму допущенного нарушения.

СТ 284 УК РФ .

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил
обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения
о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и
наступление тяжких последствий, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех
до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового.

Комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну (официальные документы, содержащие необходимые реквизиты, в том числе гриф секретности); б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы технических устройств, оружия, ракетного топлива и т.д.).

2. Объективная сторона выражается в форме действия или бездействия: нарушении правил обращения с указанными документами и предметами (например, вынос указанных документов или предметов, их оставление в незакрытом сейфе). Правила обращения с такого рода документами и предметами обычно устанавливаются ведомственными правовыми актами.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде утраты соответствующих документов или предметов и, как следствие, наступления тяжких последствий. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом нарушения конкретных правил и наступившими общественно опасными последствиями. Утрата означает выход соответствующего документа или предмета из владения лица, потеря фактического контроля над ними, в результате чего они могли стать достоянием третьих лиц. Понятие тяжких последствий оценочное; к ним может относиться как утечка секретной информации, так и сам факт утраты единственного экземпляра документа.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее допуск к государственной тайне.

Полный текст ст. 284 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 284 УК РФ.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 284 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации и регулируемые установленными правилами;
2) объективная сторона: действие или бездействие, характеризующееся как нарушение установленных правил, послужившее причиной утраты документов или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, и наступления тяжких последствий;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее оформленный установленным порядком допуск к государственной тайне и доступ к конкретным материальным носителям (документам или предметам, сведения о которых составляют государственную тайну), которые могут быть утрачены;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме неосторожности. Если обвиняемый нарушая правила обращения с документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, предвидит возможность утраты и наступления тяжких последствий, но рассчитывает на их предотвращение, то преступление совершается по легкомыслию. Если виновный не предвидит наступления тяжких последствий и утраты, но должен был и мог их предвидеть, то преступление совершается по небрежности.

Отметим, что нарушение правил обращения с документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, предполагает осознание субъектом факта нарушения правил и, соответственно, ознакомление с этими правилами перед получением доступа к секретам. Причем, ознакомление должно подтверждаться собственноручной подписью допускаемого к сведениям, составляющим государственную тайну, в конкретных нормативных документах (учетных формах, свидетельствующих о выдаче) как открытого, так и закрытого характера.

Если субъект осознанно нарушает правила обращения с документами, в результате чего сведения, составляющие государственную тайну становятся достоянием третьих лиц, то его действия должны квалифицироваться по ст. 283 УК РФ как разглашение государственной тайны.

Преступление, предусмотренное настоящей статьей считается оконченным с момента когда документы или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, вышли из законного владения обвиняемого лица и наступили тяжкие последствия такого неосторожного обращения с ними.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
2) ФЗ "О федеральной службе безопасности";
3) Закон РФ "О государственной тайне";
4) Указ Президента РФ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";
5) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны";
6) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";
7) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
8) постановление Правительства РФ от 22.08.98 N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне";
9) постановление Правительства РФ от 02.08.97 N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям";
10) постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности";
3. Судебная практика. Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 24.09.2010 N 19-Г10-13.